![]() |
---|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
![]()
ЖЕЛАНИЕ НЕВИДИМОГО.
СТРАТЕГИИ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ НА ЗАПАДЕ Ольга КОПЁНКИНА
Сюрреалистический образ, порождаемый механизмом бессознательного, стремится не просто сделать реальным воображаемое, но запечатлеть невидимое в реальности, вернее, то, что стремится стать видимым, событием некого внутреннего зрения, раскрывающегося в определенных состояниях сознания. С другой стороны, сюрреалистическое изображение выступает как прямая реакция на "ужасно реальный мир" (С. Дали), выраженной в интуитивном поиске связей с миром внутренним, оберегающим, частным, миром собственного воображения, хранящим память о "внутриутробном рае человека", в котором счастливо существуют освобожденные желания и фантазмы.
![]()
студия Ringl & Pit, 1931
Сюрреалистический образ связывает две стороны сознания, отражающие физическую и психическую жизнь человека. Взаимоотношения между ними можно определить бинарностью внешнего и внутреннего, реального и воображаемого, живого и искусственного, негативного и позитивного. Отсюда и способы реализации этих отношений, используемые как приемы сюрреалистического фото: фотограмма, фотомонтаж, соляризация, негативное изображение как часть позитивного отпечатка, многократно повторяющееся изображение. Однако в границах фотоизображения отношения каузальности и взаимозависимости между частями одного, "смонтированного" образа реальности снимаются, они становятся симметрично проявленными в единой поверхности, созданной одновременностью события. В фотограммах Ман Рэя белые отпечатки предметов на фотобумаге создают ощущение захваченного врасплох, засвеченного сознания, в котором предметы выглядят своими двойниками, бесплотными тенями мифа о видимом. ![]()
Man Ray.
Untitled (Rayograph). 1943 В фотографиях Эрвина Блуменфельда метаморфозам подвергается человеческое лицо, половина которого, переданная негативом, проглядывает как будто из слоев некой скрытой психической жизни, проявляющейся на поверхности в состоянии гипноза и сна. ![]()
Erwin Blumenfeld
Однако, в какой момент создания фотографического образа
раскрывается "другая реальность": на этапе смотрения, фокусирования,
манипуляции с объектом, светом, или негативом в темной комнате? Для Дали
фотография представлялась "чудом, свершенным в мгновение ока":
"Только придуманное лишено оригинальности. А чудо свершается с той же
непреложной точностью, что и банковские операции"(1), -- так объясняет он
свою страсть к фотографически точному живописному изображению в мировой истории
искусств. ![]()
"Римский Амфитеатр. Валенсия, Испания"
Анри Картье-Брессон
В сюрреализме глаз является символом проникновения и,
одновременно, препятствия, экрана на пути проникновения в реальность. Отсюда
стремление разрушить целостность глаза, сделать его "слепым", чтобы в
то же время, увидеть закрытую экраном зрачка глубину образа, его метафизическое
движение, логику возникновения. Метафорой такой акции со зрением можно считать
сцену с разрезанием глаза в фильме Луиса Бюнуэля "Андалузский
пес". С этим связано популярное в сюрреализме желание закрыть глаза,
погрузиться в сон или гипнотическое состояние, убрать вообще границу между
видимым и невидимым и обнаружить мир в себе цельным и невидимым, в котором
ощущения недифференцированы и представляют собой единый, пропущенный сквозь
тело, поток. В фотографии Картье-Брессона блеск отраженного света в стекле
очков -- символ подобного ослепления и одновременно раскрывшегося внутреннего
зрения: глаз видит то, что скрыто от нас.
![]()
F.Sommer,
"Внутренности цыпленка" В фотографическом цикле Фредерика Соммера "Внутренности цыпленка" с методической точностью постановочного фото изображена обнаженная плоть, воспринимаемая как натуралистический символ смерти, манящий своей чувственностью, и, одновременно, галлюциногенностью в способности вызывать ассоциации с ландшафтными образами того внутреннего, куда устремлено наше желание. Вместе с тем, тема внутреннего выражается в метафорах физического и духовного плена, -- как раз то, что мы видим на фотографии Херберта Листа "Santorin": сопоставление замкнутого пространства стеклянного сосуда с "золотой" рыбкой на первом плане и безбрежности моря на дальнем. ![]()
Herbert List,
"Santorin"
Внутренне извлечено из своей стихии и заключено в плен нашего зрения, в то, что обозримо и проницаемо. Так, внешнее, бесконечно великое можно обратить во внутреннее -- таковы парадоксы желания.
1. Дали С. Фотография свободное творчество духа. // В кн. Называть вещи своими именами. М. 1986. С. 247 2. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. М.1992
1997 © Ольга Копёнкина Фото в заголовке © Филипп Холсман
Что ещё можно сделать:
|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|