![]() |
---|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
![]() Фото: © maguaphotos
Елена ЗЫРЯНОВА
Фотографии душевнобольных (mentally ill) были не только документальными изображениями случаев историй болезни, но и являлись важным терапевтическим инструментом. В пространстве научного текста или совершенно самостоятельно эти изображения использовались как наглядные пособия, как методы обучения, также с их помощью производились различные исследования.
![]() Мари Элен Марк © www.maryellenmark.com
Художественно-педагогическое назначение этого исследования сводилось к чрезвычайно убедительным свидетельствам о том, как внутренние состояния человека отражаются на его лице. Позднее, в 1772 году, искусство чтения характера по чертам лица описал в своей работе швейцарский теолог Иоган Лаватер «Эссе о физиогномике».
![]() Фото © www.chicagotribune.com
Внешне это обычные портреты, сделанные по принципу стандартной съемки в студии, часто с нейтральным фоном. Впоследствии эти портреты были показаны на выставке в Фотографическом обществе в Лондоне и опубликованы в сочинении «Физиогномия душевного нездоровья Джона Коннолли». Примеру Даймонда следовали и другие его британские коллеги, например Т. Н. Брандфилд.
В качестве инструмента для стимуляции мускулов де Булонь использовал локальные удары электрического разряда, подаваемые из генератора, о чем наглядно свидетельствуют его фотографии. Вот его собственное мнение: «Фотография, столь же правдивая, как зеркало, может иллюстрировать мои электрофизиологические эксперименты и помочь составить справедливые выводы, который я сделал благодаря им».
![]() Фото © www.siue.edu
Во Франции в Средние века была развита деятельность по созданию и распространению небольших листов (близких по размеру к современным постерам), получивших название La Loterie. Вся композиция представляла собой шесть или восемь небольших дагеротипных портретов душевнобольных. Подобные «лотереи» предназначались для развешивания в магазинах и лавках по всей стране для сбора денег на содержание психиатрических лечебниц. В верхней части каждого листа обычно было помещено название Galerie Historique, недвусмысленно намекавшее на тип изданий, где описывались биографии монархов и выдающихся людей.
Исследование истерии он основывал на наблюдении и классификации физических признаков заболевания, и в этом случае «Фотографическая иконография Сальпетриера» должна была визуально проиллюстрировать настоящий подход. Так на страницах «Иконографии» постепенно возникает клиническая картина заболевания, представленная последовательными фазами: от неподвижных состояний до припадков. Фотографии истерии выполняли как бы двойственную функцию: с одной стороны, были средством диагностики и наблюдения, а с другой — клиническим свидетельством. Многие изображения напоминали «живые картинки» — драматические представления, распространенные в театральной практике. Это только лишний раз усиливало выразительность образов.
![]() Источник: www.chicagotribune.com
В середине 1960-х по Америке прокатилась волна движения антипсихиатрии, которая достигла апогея в 1975 году, когда из психбольниц Америки были выпущены на свободу более половины пациентов. Собственно, в 1960-е годы медицинский характер психиатрии ставился под сомнение, а вакантное место было поделено между социологией и юриспруденцией. В этом контексте психическое заболевание воспринималось не иначе как социальный феномен, лечение которого было возможно исключительно при помощи стирания уникальных личностных качеств, а процесс поиска/сохранения своей индивидуальности мог представляться социальной патологией. В 1961 году М. Фуко издает свой грандиозный труд «История безумия в классическую эпоху», годом позже выходит литературный роман К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», а еще спустя 13 лет, в 1975-м, на экраны выходит легендарный одноименный фильм М. Формана.
![]() Фото © grandylion
Если в XIX веке больной был всего лишь живым «пособием» для экспериментов и бесславным двигателем науки, то во второй половине ХХ столетия интерес к индивидуальности и одновременно социальному окружению вырвался на первый план. Над этим примерно в одно и то же время работали фотографы Дайана Арбус (между 1969 и 1971 годами) и Мэри Эллен Марк (1976, Oregon State Mental Hospital). Результаты оказались невероятно похожими: больные в «своем» пространстве-лечебнице, занятые в праздничном шествии, приемом ванны, за едой, погруженные в себя или смотрящие прямо в объектив. Главное, за всем этим чувствовалась мощная эмоциональная составляющая, не нуждающаяся в сопроводительных пояснениях.
2008 © Елена Зырянова, специально для Prophotos.ru
Что ещё можно сделать:
|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|