ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ


Фото: © Юрий Бродский

СТАТЬИ О ФОТОГРАФИИ

1. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ ФОТОГРАФИИ





Александр ФЕЛЬДМАН

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Взгляд в прошлое фотографии.
  2. Художественная фотография: художественное или фотографическое.
  3. Форма и содержание художественной фотографии.
  4. Эстетическое и фотография.
  5. Композиция. Истоки и опыт.
  6. Композиция. Понимание и значение.
  7. Композиция. Целое и часть.
  8. Композиция. Геометрия знака и изменчивость.
  9. Композиция. Практика сочинения произведений.
10. Фотография. Реализм, модернизм, стиль, мода.., идеология.


Предисловие, которое написано было сразу же после окончания статей.
Так получилось, что мой друг обратил внимание на то, что я цитирую некоторых уважаемых людей, книги которых публика уже не держит на столе. Они остались в истории, но устарели для популярности в массах. Некоторым из них досталась еще и слава виноватых. Можно было даже подумать, говорили вашему автору, что некоторые имена использованы для придания значимости своего произведения. Каюсь, я даже не помышлял об этом. Но при этом охотно верю, что подумают. Потому и решено было, слова оставить - уж больно они хороши и к месту - а некоторые имена их создателей заменить на безадресные указание о том, что высказанные мысли не принадлежат автору этих статей. Меня могут справедливо обвинить в неуважении к именитым авторам. Но мой выбор - в поражение собственной гордости перед обвинением в гордыне. Желающие же могут легко по текстам цитат восстановить имена подлинных авторов. Полагаю, что не обремененные модой читатели, не будут смущены отсутствием имен авторитетных ныне писателей и мыслителей. Да и, в конце концов, у автора статей есть надежда на собственные мысли в частоколе известных.

Приношу всем благодарность за внимание. И особенная благодарность моим друзьям, принимавшим большое участие в многолетних обсуждениях идей, которые здесь изложены.




Физиотограф, физиотии, иконотофиз, паратофиз, физалетотип, физог, отофиз.... Причудливое наукообразие и архаическая претензия на значимость чувствуется в этих словах. Их придумал Дагер для своего нового детища. В Академии наук России хранится листок с этим уникальным автографом автора. Слова-конструкции хранят попытки осмысления удивительного открытия человеческого гения - способа сохранения изображения. Ньепс, Дагер, Байар, Тальбот - имена родоначальников чуда XIX века,

Идея закрепления изображения, включая несколько обособленный процесс получения копий в калотипии Тальбота, реализовывалась трудно. Каждый из авторов, в затворничестве, находил свое оригинальное решение. И сейчас, во множестве наиновейших фотохимических и фотоэлектронных процессов, и в науке, и в технике, и в искусстве фотографии, и в массовом увлечении фотографированием, применяются идеи и принципы, которые впервые были предложены более 150 лет назад.

Название процесса закрепления изображения появилось через 12 лет после обнародования в 1839 году открытия Ньепса и Дагера. Им и принадлежит приоритет первооткрывателей. Имя закрепилось не сразу и, по-видимому, не случайно вызревало следующие 12 лет после публикации. Это были годы триумфа фотографии, ее бурного завоевания мира. Потрясенная и восторженная публика быстро вошла во вкус таинственной и удивительной игры со светом. Фотографирование было забавным зрелищем и значительным событием. Более чем длительный процесс съемки, когда утомленный продолжительным сидением клиент успевал заснуть и проснуться, не был препятствием для огромного количества желающих сфотографироваться "на память". В лаборатории фотографа, таинственной, скрытой от глаз любопытных черной комнате, царил дух исследования и изобретений. Хотя рутинной безынтересной работы так же было немало. Ведь почти все материалы для фиксации изображения изготавливались фотографами вручную и удача не всегда им сопутствовала. Неизвестно откуда брались пятна, засветки, царапины и многие другие напасти.

Несмотря на все трудности, интерес к фотографии увеличивался. Пятнадцатилетнее царствование дагерротипа, на котором изображение могло быть получено в одном экземпляре на серебряной пластинке, сменилось чуть менее таинственным и капризным, но и более совершенным, так называемым, мокро коллоидным процессом. Он властвовал в фотографии 30 лет. Этот процесс впервые в истории захлестнул мир огромным потоком визуальной информации. Еще в 1846 году предприимчивый Эврар открыл в Лилле мастерскую по фотокопированию, где ежедневно печаталось до 500 снимков на бумаге. Факт этот, с точки зрения нашего современника, может вызвать снисходительную улыбку. Но в истории фотографии, да и не только в ее истории, это событие имело огромное значение. Гарантированное качество и промышленный подход дали дорогу увеличению количества обрабатываемой информации. Фотография шагнула на страницы прессы и быстро вошла в повседневный обиход науки и техники. Незаметно, но основательно, фотография из модного развлечения публики превратилась в предмет необходимости. От видовых открыток и фотографий "на память" до солидных, "со значением" визиток - вот тот грандиозный по масштабам поток обиходной фотографической продукции, не иссякающий и поныне. Но, каким совершенным не казался мокро коллоидный процесс, в сравнении с дагерротипией, а все же, лежащий в его основе кустарный способ изготовления материалов, не соответствовал спросу, мешал развитию и применению фотографии. Наука, производство, общественное потребление нуждались в унификации и массовом производстве фотоматериалов, аппаратуры, в простых и надежных технологиях.


Фото: © Александр Фельдман

В 1871 году была впервые создана сухая эмульсия. И в 1889 году Джордж Истмен начал массовое производство светочувствительной бумаги в катушках. Несколько позже он создал эмульсии на прозрачной основе, на целлулоиде, что окончательно сделало фотографию занятием массовым. В начале XX века Эрнст Лейтц еще более приблизил технологию производства к требованиям массового потребления, выпустив "карманный" фотоаппарат Лейка, а к нему - длинную перфорированную пленку, позволявшую производить без перезарядки много съемок с высоким качеством. Особенно удачным, не претерпевшим изменения и поныне, был выбор формата негатива размером 24хЗ6 мм.

Через несколько десятилетий в фотографии был предпринят очередной рывок. Новую техническую революцию начал знаменитый Поляроид. В нем было автоматизировано все и, к тому же, объединено с одноступенчатым "сухим" процессом получения изображения. Щелкнул, наведя объектив на пейзаж, аппарат моментально сам определил резкость, автоматически установил параметры выдержки и диафрагмы и...через минуту, без привычного затемнения, при свете дня на пластиковом листке появлялось цветное изображение весьма приличного качества.

Промышленность успела развернуться во всю мощь, но, по большому счету, эта технология неожиданно для всех опоздала. Компьютерные и электронные технологии еще недавно только будоражили настроения где-то вдалеке от изобразительных проблем. Фотография, как бы само собой разумеющимся образом, вошла в мир электронных осязаний и фиксации света на электронной матрице. Фотография стала цифровой. Судя по всему, полное замещение фотохимического процесса закрепления изображения на электронное, лишь дело времени. И, тем не менее, это все та же фотография...

История развития техники и технологии фотографии творилась как преуспевающими изобретателями, так и талантливыми неудачниками. Талант, часто неизвестных нам людей, присутствует во всем, что нас окружает в жизни, во всем, что стало для нас уже обыкновенным или продолжает восхищать нас. Но мы не будем увлекать читателя рассказом о множестве интереснейших а, порой, и курьезных изобретений, проектов, идей, которыми изобилует история развития техники фотографии. Это, безусловно, было бы увлекательным повествованием. Но многочисленные источники по истории фотографии могут вполне удовлетворить интерес.

Мы же привлечем внимание читателя к тому, как искусство вошло в фотографию и как фотография утверждалась среди заслуженных муз. В начале пути, мастера фотографии дерзко заявляли претензию на место еще ремесленной фотографии среди искусств. Большинство из них старательно подражали манере и изобразительным акцентам живописи. Были и другие. Они не подражали. Их привлекало ощущение оригинальности в методе фотографической изобразительности. Полагаем, что ощущения эти вначале были более туманными, чем ясными. Стараниями первых авторов, интуитивно отдавших себя своеобразию изобразительного в фотографии, дебютантка среди муз, робко, но заявляла о себе, как о творчестве самостоятельном, самобытном и уникальном.

В 1851 году Франсуа Арагон дал имя, ставшее интернациональным - фотография. Буквальный перевод этого слова означает: "писать светом". Это словосочетание таит в себе романтическую восторженность. Кажется только, что менее всего поэтика повлияла на головокружительную эволюцию техники фотографических аппаратов и технологий. Так же, мы полагаем, своеобразные контекст в искусстве и акценты восприятия фотографического изображения обязаны столь быстрому началу художественного освоения окружающего мира с помощью фотографии. Еще далеко было до осознания "языка" фотографии, во всю злословили о фотографии критики и авторы маститых искусств, пока только приглядывались многие мастера, да и фотографы делали первые робкие шаги.., но фотография уже тогда, в первые годы жизни, уже писала свою историю в искусстве.

Первые дагерротипы запечатлевали настроение и пристрастия автора. Вначале они были более живописны, чем фотографичны. И это не удивительно, ведь мастерство фотографирования только зарождалось. Все необходимое для создания выразительности заимствовалось в других искусствах. Восторг от любования рукотворным чудом опьянял фотографов. Новизна восприятия поражала чувства и они обманывались в оценке совершенства. Первые из художников фотографии заимствовали живописные каноны, развлекали фотографией, как игрой света, воображения и реальности...Ничто не в силах было затмить ее своеобразие.

Конечно же, первоначальное отношение к искусству фотографии, как к чему-то второстепенному по отношению к живописи, определялось вековыми традициями отношения к любому рукотворному изображению как к живописи. А в случае с фотографией в начале ее пути к ней относились, как к плохой живописи, как к простоватой служанке изобразительных искусств, которая, принялась было, конкурировать простым копированием природы с рукотворным ее воплощением.

Заметим, что ничего из ничего не создается. Появление новых аппаратов и процессов фотографии обгоняло воображение современников. Как не велик был порой восторг от этих достижений, техника не могла быть, конечно, источником художественного. Хотя многим это казалось именно так. Искусство фотографии, по нашему пониманию, брало первые уроки задолго до открытия способа закрепления изображения. Ведь способ получения изображения светом был известен до того уже тысячи лет и его использовали в той же живописи, интерпретируя возможности оптического отображения среды по-своему. Да и особенности зрения человека таковы, что они превышали возможности визуального в методе построения изображения в живописи. Фотография возникла, можно смело сказать, не вдруг. Но открытие только укрепило волю человечества в развитии нового изобразительного метода в искусстве фотографии. Разумеется, осваиваться ему надлежало в начале интуитивно. Фотография освободилась от назначения быть инструментом в изобразительном благодаря открытию. Ведь открыт был не способ получения изображения светом, а только процесс закрепления изображения. Фотографы-художники теперь уже развивали уникальную изобразительность фотографии уже не как инструмента своеобразной визуализации, а как метода художественного освоения мира. Не заставили себя ждать новые технические и технологические возможности инструментов влияния на изображение.

Первыми, во всяком случае, одними из первых, кто пришел в фотографию творить произведения искусства, были живописцы. Те из них, кто смог преодолеть в себе ремесло, канон специфического живописного видения мира и традиции метода живописи, создали фотографии, художественное значение которых сохраняется и поныне. В то же время, было бы ошибкой и мелочной неблагодарностью пытаться отрицать все то, чем искусство фотографии обязало живописи, как, впрочем, и другим искусствам. Отдавая дань старшим музам, нужно отметить их щедрые дары. Это принципы композиции изображения, методы тонального решения пространства, режиссура, актерское мастерство и другие. Заимствование опыта живописи там, где оно делалось вульгарным копированием и подражанием, оканчивалось пустотой и пошлостью. Перевоплощение некоторых принципов своеобразия живописного в специфику фотографической художественности обогащало и совершенствовало возможности нового искусства. Школы и направления живописи, от эпохи к эпохе, отражали эстетические взгляды общества своего времени. Происходило это не равномерно и требовало напряженных исканий на пути освоения мира по, так называемым и по существу неопределенным, "законам красоты". Создавая произведение, автор художественной фотографии устремлял свое чувство в несуществующие миры воображения, но искал вдохновения в настоящем. Искусство фотографии во многом училось у других искусств созиданию воображаемого, несуществующего. До сих пор многим кажется, что фотография имеет дело исключительно с реальными изображениями и воображение фотографу как бы и ни к чему, ведь приходится не созидать натуру, а только копировать ее. Так кажется еще многим.


Фото: © Александр Фельдман

Искусству фотографии предстояло в начале ее времени пройти путь метаний от буквального подражания живописи, тщательного описательского копирования "картин жизни", до самобытности в мире искусств. Истина художественного не лежала посредине. У художественной фотографии формировался свой путь, свой язык изобразительных средств и своеобразное авторское мастерство преображения реальности.

В наши дни, в недолгой истории художественной фотографии, мы сплошь и рядом сталкиваемся на выставках с как-бы-живописными, этнографическими, описательскими фотографиями. Достижения техники в фотографии и сейчас, как и прежде, нередко становится причиной самообмана авторов и зрителей, которые наделяют художественным значением простые ремесленные поделки. Совершенствование техники фотографирования - дело весьма увлекательное и важное. Ремесленная сторона любого из искусств только обязательный залог возможного успеха. Теперь мало кто знает, что, в давние, до фотографические времена, умение рисовать было явлением распространенным. Но овладение ремеслом живописи и многими столетиями ранее не считалось достаточным основанием для вступления в храм искусств. Эти "забывчивость" и кажущаяся легкость освоения фотографии делают искусство фотографии легкой добычей искусности фототехники в воображении неискушенной публики. Одна из задач наших как раз и состоит в том, чтобы искушать публику знанием неизвестных сторон искусства фотографии.

Ремесленную сторону мастерства фотографии можно обогатить, осваивая навыки техники. Однако, представляя зрителю образцы технически совершенных изображений, "технари" околоискусств создают превратное представление о фотографии как о забаве и время препровождении для зорких и дотошных чудаков. Эти фотографии могут порой поражать своей филигранностью, ведь впечатляет любая новизна и, к тому же, мало кто понимает, что виной "классного кадра" не автор, а технический гений инженеров завода изготовителя оптики, например. Техническое совершенство очень необходимо. Но техника, прием, скрупулезное ремесленничество только для не ведающих пороков знания, "раскрывают" главный смысл фотографии, ее художественные откровения.

История фотографии хранит огромное количество технических достижений. Многие из них сохраняют свое значение сегодня. Другие так быстро устаревают, что фотография оставила их за ненадобностью в прошлом. Создание сложнейших технических приемов было вызвано несовершенством ремесла и одновременно поиском средств, освобождающих художника-фотографа от условностей и ограничений техники. Только одни лишь названия старинных фотобумаг и фотопроцессов способны вогнать в трепет. Редкие из них оживляются порой и сейчас, более, чем через 100 лет, но относятся скорее к технической экзотике. Вот только некоторые из забытых имен: альбуминная, аррорутная, соляная, со смоляным слоем, целлоидная, аристотипная фотобумаги; способы вирирования золотом и платиной, окуривание аммиаком, платинотипия, негрография, каллитипия, чернильный и пигментный способы, озобром, бромойль, антрокопия, автохром, утоколер, дайбро... В этом, далеко не полном перечне многозначительных названий, скрыты годы жизни исследователей.

Не снисходительность, а уважение к упорству и к воле авторов вызывают у нас экзотические фотографии. Они пользовались сложной техникой и несовершенными методами. В описаниях процессов было больше тумана и недомолвок, чем ясности. И, тем не менее, с волнением и возвышенным настроением, мы отмечаем, что большое число фотографий, начиная с дагерротипов, изготовлены настолько добротно, что сохраняют отменное качество до ныне. Независимо от несовершенства технических устройств и методов изготовления, они имеют огромное историческое, искусствоведческое и художественное значение.

1984-2007 © Александр Фельдман (текст, фотографии)
В заголовке использована фотография из серии "The third wave", 1987-1994 © Юрий Бродский

Что ещё можно сделать:
Веруться в начало книги >>>
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ