Немного об этой экспозиции
Недавно я гостила у родственников и обнаружила на книжной полке замечательную вещь – фотоальбом «Фото’78: снимки советских фотомастеров и фотолюбителей» издательства «Планета». Рассматривать альбом оказалось делом настолько увлекательным, что я просто не могла оторваться. 85 разных по жанру и стилю работ различных авторов, собранные в этом сборнике, показались мне слепком того времени. Интересно, подумала я, меняется не только мир, вместе с ним меняются и взгляды на фотографию. Многие из представленных в альманахе работ мне показались наивными, другие – банальными, использованными многократно газетными штампами… А что-то не утратило своей актуальности, и через тридцать лет воспринимается свежо и интересно.
Конечно, публикация тех или иных снимков в альбоме – это всегда чей-то выбор, и, разумеется, он достаточно субъективен или подвержен тенденциям, господствующим в определенную эпоху. Так, во вступительном слове к альбому один из его составителей, Г.Чудаков, пишет: «В ряду множества фотокниг, фотоальбомов, где фотография в наши дни уверенно демонстрирует свои достоинства и возможности, ежегодники снимков советских фотомастеров и фотолюбителей, в том числе и нынешний, девятый по счету, занимает особое место. Они не представляют собой ни тематически, ни сюжетно организованных изданий. Это и не подборки работ, скажем, какой-либо творческой группы, сторонницы определенного направления. Ежегодники, в меру сил и возможностей составителей, демонстрируют тенденции наиболее типичные, представляют работы наиболее характерные для иллюстрированной периодической прессы и выставочных экспозиций года».
Мне показалось интересным представить часть этих работ в галерее «Виртуального Фотожурнала ХЭ». Работы я выбирала долго, остановившись на наиболее типичных и самых интересных, на мой взгляд, снимках. Кроме того, я включила те работы, которые особо были отмечены в предисловии. Например, снимок В. Смирнова «Мужество» удостоен Гран-при на международном конкурсе газеты «Правда». А серия В. Тарасевича «Запорожсталь» приводится как пример «умения автора обращаться с цветом, как фактом содержания снимка». По понятным причинам я не включила сюда конъюнктурные вещи типа «Посещение Л.И.Брежневым города Новороссийска». К сожалению, в этот перечень также не попали несколько интересных фотографий, напечатанных в большом формате – 30 на 30. Сканер у меня стандартный, А 4, а «делать обрезание» я сочла кощунственным.
P.S. Интересно, а как бы выглядел альбом «Фото’2007»?
Лилия Сенченко
Что ещё можно сделать:
Обсудить экспозицию на Форуме >>>
Посмотреть другие фотографии из СССР >>>
|