Х Э
ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ФОТОКЛУБ ОПРОСЫ ССЫЛКИ ФОРУМ ПОИСК О ЖУРНАЛЕ СВЯЗАТЬСЯ



ЧУДОТВОРЕЦ

Георгий КОЛОСОВ




От редакции
Мы очень рады представить вашему вниманию полную версию экспозиции основателя пикториальной фотографии Георгия Мстиславовича Колосова "Чудотворец". В октябре 2005 года эта экспозиция выставлялась в Музее Архитектуры им. Щусева в Москве, а сегодня мы представляем её впервые в Интернете. Конечно, цифровые изображения на экране монитора не могут полностью передать теплоту авторской печати работ, но мы надеемся, что те, кто тогда не смог ознакомиться с упомянутой выставкой, получат должное впечатление от просмотра сегодняшней экспозиции.

Предлагаемая Вашему вниманию экспозиция состоит из 98 листов в оригинальных паспарту, переснятых с высокой точностью цветопередачи на цифровой носитель специально для Интернета.


Об авторе (автобиография):
Род. в 1945, высшее, МЭИ, электроника (забыл). Фотография как жизнь – с 1976 года. Новая альма-матер – фотоклуб «Новатор». Фотограф; преподаватель; участник, экспозиционер, куратор выставок; член, председатель жюри; автор статей; председатель худсоветов; бильд-редактор; разработчик-изготовитель мягкорисующей оптики (только ею и снимаю и многих заразил); исследователь творчества Н.П. Андреева, соучредитель Центра его имени; идеолог (говорят) современного пикториализма; действительный член Союза Фотохудожников России. На самом деле паломник, прихожанин, церковный сторож (цепной).

Наследие: «Русский север» (1980-1991 гг.) – архитектурный пейзаж, жанр, портрет, около 100 листов. «Всякое дыхание…» (1992-1995 гг.) – природный мир вблизи, около 40 листов. «Чудотворец» (1993-2003 гг.) – Крестный ход на р. Великую (Вятка) около 90 листов. «Портреты» (1979-2003 гг.) – портреты, не считал. И несколько странных серий: «Лабиринт духа»; «Валаам 2000 на Светлой»; «Дым времени»; «Воистину воскресе!»; «Красота спасает мир» (жуткая).

Представлен (глубоко в запасниках) в Русском музее (Санкт-Петербург), в Национальной библиотеке Франции (Париж), и на квартирных стенах у хороших людей.

Ключевые статьи по пикториальной фотографии: «Монокль на малоформатной камере» (СФ, 1988 г., №№ 5, 8,); «Продолжение традиций, поиск, новая форма» (СФ, 1993 г., №№ 7-8); «Современный пикториализм и новое восприятие» (СФ, 1995 г., № 4); Саморазоблачение в интервью Лиле Ященко (Фотомагазин №10 за 2003 год. «Экспедиция Колосова»).


От автора
Как народ в истории, так и человек на кратком пути своем, в трудные времена просит откровения, но жаждет чуда. Опыт обретения их изменяет жизнь.

… В 1383 году на высоком лесистом берегу невеликой реки Великой, (притока Вятки), некто Агалаков, крестьянин деревни Крутичи, пробираясь к дому, увидел странное свечение на сосне. Небольшой образ Николая-Чудотворца удалось снять с дерева только со товарищи и после прилежной молитвы. Чудотворения от обретенной иконы начались уже на третий день, вскоре неподалеку был срублен Никольский храм, а примерно через 100 лет местная столица Хлынов, – так прежде называлась Вятка, – истребовал святой образ к себе, справедливо видя в нем небесное покровительство всему Вятскому краю. Плачущим же великорецким было твердо обещано каждый год ко дню явления (6 июня н.с.) торжественным крестным ходом приносить святыню домой. С тех пор и носим. Перерывов было два: Иоанн Грозный возжелал «Чудотворца» и не возвращал больше двух лет (ему посвящен южный придел храма Василия Блаженного), и Михаил Романов после коронации продержал икону в Москве около года. Впрочем, был случай… В 1551 году от неизвестных причин хлыновцы своим долгом пренебрегли. Тут же ударили морозы, повалил снег и пролежал до 25-го июня. Отступники, понятно, быстренько двинулись на Великую по холодку, да больше со святителем Николаем не шутили. Урожай, кстати, в том году собрался рекордный.

…К началу ХХ века селение Великорецкое, представляло собой куст деревень, (включая Крутичи) вокруг мощного классического ансамбля: Никольский, Спасо-Преображенский храмы и многоярусная колокольня (XIX – XX век), дом причта и маленький приют для паломников – на 2000 мест. «Маленький» – не шутка, ибо число крестноходцев убегало за 20000. Часовня с ротондой стояла на берегу и накрывала святую купель: из-под горы с той самой сосной забил целебный ключ. Всё это строительное богатство объяснялось просто: пом′янки с копеечкой везли подводами со всей России – столько, что местное духовенство едва успевало вычитывать их в течение года.

…«На Вятке – свои порядки» – красное колесо не раздавило Крестный ход: даже перед войной он собирал тысячи. Но в хрущёвские гонения открыто уже не ходили – только бесстрашные «платочки» прорывались на Великую небольшими группами и подальше от дорог, где на них с энтузиазмом охотились милиция и дружинники, да и колхозники не жаловали. Великорецкие храмы закрылись, сосну спилили, а вековые деревни и села на пути Крестного хода буквально стерли с лица земли. О самой иконе ничего не слышно уже лет 70… Только в 1989 году Крестный ход возобновился как официальное епархиальное действо.

…От Вятки до Великорецкого – 90 км и три дна хода (15, 50 и 25 км) всё тем же пятисотлетним путем и в те же сроки: 3. 4, 5 июня. 6-го – Литургия на берегу в специальном новом рубленном храме-часовне, перед которым сходятся тысячи 3 – 4 (часть из них – приезжают). После – водосвятный молебен, купание и нескончаемая очередь за святой водой. 7, 8 июня – 70 км, обратное шествие иным путем. 8-го к пяти вечера икона (увы, другая) снова в кафедральном соборе Вятки, где акафист св. Николаю и прощание со слезами - на год, и это единственное печальное событие всего Крестного хода..

…За предшествующие 11 лет пропитавшись Архангельским Севером, я, тем не менее, как показалось мне 3-го июня 1992 года, попал на уходящую «машину времени». Слегка переодень народ – века не узнаешь. В свои 47 я – в младшей возрастной группе. Вокруг – почвенная Церковь, посторонних – никого. (Московский фотограф, всего 3 года как крещенный, чувствовал понятное смущение). Режим: 1.5-2 часа ходьбы, привал от получаса до двух – в зависимости от времени дня, места и молитвенной программы. На привалах и на ходу - пение и чтение акафистов, а также народных баллад о Николе и Крестном ходе «на Великую рек′у». Сна (если это сон) – 2-3 часа в школах, сельских спортзалах вповалку на голом полу. В час ночи подъем, правило, в два (густые сумерки, но что-то видно) – все на дороге. Сама дорога – асфальт, просёлок, поле, лес, болото, луговина. Ближе к Великорецкому – всхолмленная земля, изумительные открытые пространства с таёжными гривами по горизонту. Пища – что из котомки достанешь, обычно хлебушек да сухарь: естественный пост перед причастием. Дневная континентальная жара телесный подвиг заметно усугубляет, и первые годы меня удерживала на ходу не столько молитва, сколько стыд пред «платочками», еще и поющими непрерывно то тропарь раз за разом, а то и целый акафист (живая иллюстрация к словам апостола «сила Божия в немощи совершается». Еще по ходу можно было услышать, к примеру, разговор двух бабуль о молитвенном преимуществе одноголосого распева над многоголосым – профессиональное музыкально-богословское исследование, готовый материал для статьи в любой соответствующий журнал.

Отдельная песня – благословенное Горохово, 12 км не доходя до Великорецкого. От необъятного села остался только просторный Казанский храм с выломанной алтарной стеной, заваленный бывшими удобрениями и цементом, и могучая колокольня, да источник в лесу, где в 96-м была отрыта купель. Одновременно с нею на месте иконостаса в расчищенном храме поднялся березовый крест. Благодатнее места я не встречал. Похоже, там скоро будет мужская обитель.

…За 12 лет моего паломничества Великорецкий крестный ход двадцатикратно вырос (4000), вдвое (если не втрое) помолодел и получил патриаршее благословение как Всероссийский. Теперь с Вяткой идут: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток (!!), Рига (!!! – визы!), Воронеж, Мурманск и т.д. и т.д. Духовный диапазон – от языческих суеверий до евангельских слёз, от вселенской просвещенности до черной сотни. РПЦ, как в капле воды. Уцелевшие «платочки» растворились в неофитской толпе. Но главное – осталось.

Каждый, идущий на Великую в первый раз, независимо от глубины его воцерковленности, получает свою, лично ему предназначенную дозу знамений и чудес. И жизнь меняется. На моих глазах многие разбитные молодые люди через 3-4 года тихо шли в подрясниках и с наперсным крестом, ведя с собою своих прихожан. На моих глазах проходили ход целиком неходячие больные, пятилетние дети, трёхкратные инфарктники, 87лет легендарная Маргарита. Сам я четвертый год как церковный сторож. Константин, мой напарник по дежурству и ровесник по крещению, два года назад попавший в свои 65 на Великую впервые – счастливый муж, нежный отец, восторженный дед, состоявшийся профессионал, турист, облазавший полстраны и написавший четыре книги, сказал мне по возвращении в Москву: «После крещения это было самое важное событие всей моей жизни на круг. Пока носят ноги, буду туда ходить».

…Тихоня, подвизавшийся в IV веке как архиепископ Мир Ликийских, хулиган первого Вселенского собора, неизменный покровитель путешествующих и скорый помощник всем и во всём добром, ощутимо действует и сегодня. Обобщая всё вышесказанное и переводя в область чувств, могу утверждать, что посвященный ему Великорецкий крестный ход – просто праздник, детская радость о Славе Божией, явленной здесь и сейчас через конкретное лицо, которое именуется у нас – Николай-Чудотворец.

Георгий Мстиславов, сын Колосов

Что ещё можно сделать:
Посмотреть план экспозиции >>>
Перейти к началу экспозиции >>>
Посмотреть продолжение экспозиции >>>
Посмотреть заключительную часть экспозиции >>>
Обсудить экспозицию на Форуме >>>












Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Следующая>

Фото © Георгий Колосов


Продолжение экспозиции>

Фото © Георгий Колосов

продолжение экспозиции

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ФОТОКЛУБ ОПРОСЫ ССЫЛКИ ФОРУМ ПОИСК О ЖУРНАЛЕ СВЯЗАТЬСЯ

Виртуальный Фотожурнал ХЭ © 2005 - 2008. All Rights Reserved.