ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
или ФОТОГРАФИРОВАНИЕ В РАСШИРЕННОМ ДИАПАЗОНЕ
Дмитрий КАТКОВ,
|
Плёнка\Процесс | Обратимый процесс E-6 | Негативный процесс C-41 |
---|---|---|
Обращаемая (слайдовая) |
1. Слайд |
2. Негатив по cross-процессу |
Негативная |
3. Слайд по cross-процессу |
4. Негатив |
Поскольку начальной целью наших экспериментов была попытка заглянуть за кулисы видимого диапазона, то полученные в конце-концов плёнки должны были быть чёрными и с виду непрозрачными (согласитесь, что прозрачная плёнка пропускает видимые лучи). Поэтому нам осталось решить вопрос, засвечивать или нет те или иные плёнки, чтобы после обработки все плёнки у нас получились чёрного цвета. Подсказку привожу в таблице.
Таблица 2. Что делать с плёнкой, чтобы после обработки она была чёрного цвета
Плёнка\Процесс | Обратимый процесс E-6 | Негативный процесс C-41 |
---|---|---|
Обращаемая (слайдовая) |
Не засвечивать |
Засвечивать |
Негативная |
Не засвечивать |
Засвечивать |
Как я уже упомянул, в то время, как на улице была весна и девушки разминались перед генеральным наступлением, Андрей бегал по магазинам за плёнками, обрабатывал их по всем этим процессам, и тут же анализировал полученные образцы на спектрофотометре. Затем Андрей отдал их мне для полевых испытаний на натуре, снабдив полученными графиками. Давайте я вначале расскажу об результатах полевых работ, а анализ спектральных кривых и самое главное - выводы, оставим на десерт, для самых стойких оловянных солдатиков.
Внимание - снимаю!
В принципе, некоторые предположения можно было сделать уже из анализа полученных спектральных характеристик. Беглое ознакомление с ними не исключало, что среди наших фильтров попадутся такие, которые позволят нам подмешивать к ИК и УФ хотя бы немного естественных цветов видимого диапазона, чтобы дать возможность цифровой инфракрасной фотографии обрести более натуральный цвет, чем она имеет сейчас. Я знал, что в нашей палате есть и другие коллеги, одержимые той же идеей, которые пытаются обойти эту проблему наложением кадров, заменой каналов и другими компьютерными методами. Посмотрите, например, полученное таким образом цветное ИК в статьях Татьяны Кузьминой "Цветная инфракрасная съёмка", Александра Войтеховича "Цифровая инфракрасная фотография" и в статье "Цветное ИК: комментарий неэксперта" Марины Рогожиной.
Но, посудите сами. Вот у нас с Вами есть некие графики. При съёмке, на эти графики накладываются графики характеристик матрицы и графики пропускных способностей стекла объектива. В результате Вы получаете уже совсем другие графики, в которых сам чёрт ногу сломает. Поэтому в нашем деле конечным критерием истины является само изображение, и было бы очень интересно посмотреть на то, что получится в результате фотографирования через наши самодельные фильтры.
Из всего ассортимента для полевых испытаний мы выбрали 4 плёнки:
• слайдовую KODAK E100VS, обработанную по обратимому процессу E-6,
• негативную FUJI Superia Reala 100, обработанную по негативному C-41,
• слайдовую FUJI Provia 100F, обработанную по кросс-процессу C-41 и, наконец,
• негативную FUJI Superia Reala 100, по кросс-процессу E-6.
Все плёнки были широкоформатными, формата 120.
Кроме этого, "у меня с собой было" слайдовая FUJI Velvia 100F, обработанная по обратимому процессу, многократно испытанная ранее и прекрасно зарекомендовавшая себя в качестве заменителя инфракрасного светофильтра и промышленный, очень редкий фильтр SCHOTT UG-1, пропускающий ультрафиолет и некоторую часть ИК. Эти два фильтра пригодятся нам в качестве эталонов для сравнения. Ну и конечно же, при мне был цифровой фотоаппарат Nikon D702, способность матрицы которого работать с ИК и УФ уже была многократно доказана мною ранее. Кстати, если Вы захотите присоединиться к нам, то скажу, что и другие цифровые камеры видят ИК и УФ, в большей или меньшей мере, причём камеры прежних лет выпуска видят лучше новых, а мыльницы - лучше, чем зеркалки.
Поскольку нас, в основном, интересуют ИК и УФ, давайте оценим дружелюбность этих фильтров отдельно к ИК, и отдельно к УФ.
Начнём с ИК.
Как известно, признаками инфракрасного пейзажа являются потемнение неба, увеличение контраста облаков, и посветление зелени, содержащей хлорофилл. Всем этим требованиям (небо, облака и хлорофилл) соответствует пейзажик с дубом, уже успевший порядком надоесть нашим читателям - вот на нём то я и решил вновь потренироваться. Результат, немного причёсанный в ФШ 3, и комментарий специалиста привожу в таблице.
Таблица 3. Проверка пропускаемости фильтром инфракрасного излучения
Фильтр | Полученные изображения | Вывод специалиста |
---|---|---|
Без фильтра |
Дуб дубом |
|
FUJI Superia Reala 100 (120), обработанная по процессу С-41 |
Концептуально |
|
FUJI Superia Reala 100 (120), обработанная по кросс-процессу E-6 |
Уже лучше. Посмотрите - небо слегка притемнилось, облака выглядят контрастно - всё это верные признаки действия ИК. А вот яркость зелени не изменилась, хотя её малиновый цвет может ввести неокрепших в заблуждение. |
|
KODAK E100VS (120), обработанная по процессу E-6 |
Любопытно! Небо стало ещё темнее, облака - ещё контрастнее, а зелень повсеместно посветлела. Вне всяких сомнений, это - инфракрасный снимок, хотя и с ощутимой примесью какой-то другой части спектра (поскольку он цветной). |
|
FUJI Velvia 100F (120), обработанная по процессу E-6 |
Хорошо, в инфракрасном смысле этого слова (впрочем, в Вельвии никто и не сомневался). Сравнивая с Кодаком E100VS, следует отметить отсутствие у Вельвии УФ-составляющей (это плюс), и низкий контраст на небе (это минус). Придётся повозиться в Фотошопе. |
|
FUJI Provia 100F (120), обработанная по кросс-процессу C-41 |
Очень интересно! Хотя инфракрасные прелести (яркость неба и листвы), недотягивают даже до Кодака E100VS, цветом снимок напоминает изображения, снятые в комбинированном диапазоне УФ + ИК (посмотрите образец ниже). Одни фиолетовые облака чего стоят! Позже обязательно проверим восприимчивость этого фильтра к УФ! |
|
UG-1 |
Привожу для сравнения это изображение, снятое в комбинированном ИК+УФ диапазоне с использованием промышленного светофильтра. Всё, что красное - отражает ИК, что фиолетовое - светится УФ. |
Теперь займёмся УФ.
Чтобы изучить ультрафиолетовые свойства полученных фильтров, нам придётся вспомнить, что некоторые цветы в ультрафиолете имеют необычный вид. Например, Лапчатка гусиная (Potentilla anserina), будучи при обычном свете равномерно жёлтой, в ультрафиолете приобретает двухзонный окрас: середина темнеет, периферия светлеет. То же самое, в чуть меньшей мере, относится и к обычным одуванчикам (Taraxacum). Поскольку в то время, когда я проводил эксперименты, лапчатка уже отцвела, пришлось тренироваться на одуванчиках. Итак, снимаем, и внимательно высматриваем двузонный окрас!
Таблица 4. Проверка пропускаемости фильтром ультрафиолета
Фильтр | Результат измывательств | Вывод специалиста |
---|---|---|
Без фильтра |
Обычный одуванчик |
|
FUJI Superia Reala 100 (120), обработанная по процессу С-41 |
Вожделенной двухзонности цветка не наблюдается. Значит, этот фильтр не пропускает УФ |
|
FUJI Superia Reala 100 (120), обработанная по кросс-процессу E-6 |
Мнительному читателю может показаться, что середина цветка темнее его периферии. Но это не тот "ультрафиолет", который нам нужен. |
|
KODAK E100VS (120), обработанная по процессу E-6 |
Уже интереснее. Двухзонность налицо, но середина почему-то выглядит светлее периферии, хотя всё должно быть наоборот. Тема для диссертации, однако... |
|
FUJI Provia 100F (120), обработанная по кросс-процессу C-41 |
Как и предполагали по фотографии с дубом, это самый ультрафиолетовый образец из тестируемых. Двухзонность хорошо заметна даже слепому, и сердцевина темнее периферии. Но почти полная УФ-непрозрачность материала плёнки даёт о себе знать, и скорее всего, вместо УФ мы наблюдаем дальнюю фиолетовую область. Для начала сойдёт, но для более серьёзного романа с ультрафиолетом требуется настоящий фильтр, образец см. ниже. |
|
UG-1 |
Для сравнения привожу эталонный образец ультрафиолетового одуванчика, снятый с использованием промышленного светофильтра. |
Разглядываем графики: как много нам открытий чудных...
Первым делом привожу спектр и общий график, на котором приведены кривые спектрального поглощения для плёнок, через которые мы фотографировали. На этом и последующих графиках границы видимого спектра обозначены двумя чёрными вертикальными линиями (слева - для УФ, справа - для ИК).
Какие можно сделать выводы из этого графика? Присмотревшись, можно увидеть, что независимо от типа плёнок и способа их обработки, все они имеют три пика пропускания, соответствующие трём цветовым слоям эмульсии: а именно на длинах волн 400, 490, 600, плюс ещё один, самый мощный, правее 700 нм. Значит, мы делаем вывод, что попавшие после фильтров на матрицу изображения лежат в цветовом пространстве Cyan-Magenta-Yellow-IR (!), то есть к традиционному CMYK4 прибавляется невидимый ИК. При этом воздействие ИК в сотни раз превосходит интенсивность трёх других "братцев" и если бы наши камеры не имели бы встроенного фильтра, существенно поглощающего ИК, то мы попросту не заметили бы остальные цвета. Получившая такую необычную для себя картину, матрица конвертирует и запоминает её уже как RGB, с полным сохранением влияния, вносимого инфракрасным довеском.
Как видите, результат нашего, казавшегося поначалу безумным, эксперимента, оказался совсем не тем, который мы ожидали. Он оказался гораздо лучшим: выбрав плёнку с примерно равным влиянием указанных четырёх цветовых каналов на матрицу нашего фотоаппарата (для Nikon D70 например, ею оказалась KODAK E100VS по процессу E-6) и сделав из неё самодельный фильтр, мы, наконец, смогли получить цветные снимки в комбинированном: видимом + ИК диапазоне! До сегодняшнего дня ни один из выпускаемых промышленностью светофильтров не давал фотолюбителям такой возможности. Теперь мы с Вами можем легко это проделать.
Посмотрите ещё раз на фотографию из заголовка статьи (привожу её повторно) и убедитесь в том, что небо сохранило свой естественный цвет, равно как и мачта базовой станции на дальнем плане, а о присутствии ИК напоминает яркость неба и изменившая свои цвет и яркость хлорофиллосодержащая растительность.
Говорят, что когда американцы фотографировали марсианскую поверхность, вместо традиционного RGB они использовали расширенное цветовое пространство IR-G-UV, где IR заменил собой красный канал, а UV - синий. Как видите, получить изображения в таком пространстве нам пока не удалось, но всё-таки нам удалось расшириться в инфракрасную область, что очень отрадно.
Следует немного сказать о коррекции цвета этих снимков в графическом редакторе, без которой инфракрасная фотосъёмка не обходится. Из графиков хорошо видно, что уровни пропускания натуральных цветовых каналов C, M и Y у наших фильтров примерно одинаковы, в отличие от четвёртой, куда более сильной инфракрасной составляющей. Поэтому полученные на матрице изображения имеют отчётливую розово-красную тональность по всему полю. Для того, чтобы убрать избыток красного, приходится подтягивать уровни цветовых каналов. Если Вам удастся сделать так, чтобы облака были белыми без примесей оттенков красного, а другие "инфракрасно-независимые" поверхности сохранили при этом свой цвет, значит Вам повезло с фильтром. Если нет - то данный фильтр не подружился с матрицей Вашей камеры и Вам следует попробовать другой фильтр. Либо, другую камеру.
А что же насчёт ультрафиолета, спросите Вы? К сожалению, из спектральных кривых, полученных Андреем на своём спектрофотометре, хорошо видно, что энтузиазм всех плёнок дружно заканчивается в районе ультрафиолетовой границы 400нм (на графике - слева). Скорее всего именно тут начинают действовать ограничения со стороны пластиковой подложки плёнки.
На этом графике показаны результаты и для остальных плёнок, оказавшихся в нашем распоряжении. Из него видно, что и другие плёнки не очень-то хотят дружить с ультрафиолетом. Кстати, если Вы хотите провести свои собственные исследования полученного материала, то можете воспользоваться файлом в формате Excel с этим графиком и всеми исходными данными для его построения.
Результаты, полученные Андреем, могут нам помочь ещё вот в каком вопросе, давно занимавшем меня. Дело в том, что прежде считалось, что для ИК-съёмки подходят фильтры, сделанные из любых слайдовых плёнок, главное, чтобы они были обработаны по обратимому процессу E-6. Параллельно с этим я периодически получал письма, в которых люди писали мне, что снимки, выполненные с отличными от Fujichrome Velvia плёнками, несколько отличаются цветом от того, которого можно было ожидать. Поэтому вскоре я стал советовать пользоваться только Вельвией, но возможности подтвердить свои сомнения у меня не было. Теперь, с наличием у нас спектральных кривых, мы легко можем решить и этот вопрос.
На этом графике показаны кривые оптической плотности слайдовых плёнок. Действительно, плёнка Fujichrome Velvia (обозначенная как Fuji RVP100F) имеет наименьшую плотность в инфракрасной области. Но куда важнее то, что она менее всех восприимчива к видимому диапазону. Именно это делает её лидером нашей инфракрасной гонки. Следом за ней идёт Fuji Provia 100F, обработанная по кросс-процессу, но её инфракрасные возможности существенно портит хорошая восприимчивость к видимому диапазону. Зато она чуть больше, чем другие плёнки, пропускает ультрафиолет, поэтому именно эта плёнка находится ближе всего к нашей заветной цели: съёмке в комбинированном IR-G-UV диапазоне. Не зря же нас так заинтересовали фотографии, выполненные с её участием!
Остальные две плёнки серии Kodak Ektachrome E100 - высоконасыщенная E100VS и мелкозернистая E100GX, идут ноздря в ноздрю. Причём видно, что обе плёнки действительно пропускают меньше инфракрасного излучения, чем их конкурентки из Страны восходящего солнца.
Подводим итоги
В результате наших, немного сумбурных экспериментов мы узнали, что:
1. Используя самодельный светофильтр из плёнки KODAK E100VS, обработанной по "родному" процессу E-6, можно фотографировать в расширенном диапазоне "видимый свет + ИК". До сих пор мы не имели такой возможности.
2. Плёнка Fujichrome Velvia 100F лучше других подходит в качестве заменителя заводского инфракрасного светофильтра. О чём мы, собственно, и подозревали с некоторых пор.
3. Заменитель фильтра для фотографирования в ультрафиолете из фотоплёнок сделать невозможно, поскольку пластик поглощает ультрафиолет. Ну что же, будем искать другие решения.
4. Фотографируя через фильтр, сделанный из Fuji Provia 100F, обработанной по кросс-процессу С-41, можно получить снимки, отдалённо напоминающие снимки в комбинированном "УФ + видимый + ИК" диапазоне. Конечный результат будет зависить от модели используемой камеры.
Вот, собственно и всё, о чём нам хотелось рассказать. Дерзайте, а мы желаем Вам успеха!
2007 © Дмитрий Катков (текст, фотографии)
2007 © Андрей Новиков (спектрофотометрия)
Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать Дмитрию Каткову >>>
Написать письмо Андрею Новикову >>>
Скачать .xls файл со всеми графиками
Прочитать статью "Инфракрасная фотосъёмка без инфракрасного светофильтра"
Прочитать статью "Мир глазами пчелы или Секреты ультрафиолетовой фотосъёмки"
Прочитать статью "Цифровая съёмка в комбинированном УФ/ИК диапазоне без специального светофильтра"
Примечания:
1) Использовался плашечный спектрофотометр TECAN SAFIRE II.. Програмное
обеспечение: V 1.16 08/2004 Safire2; XFLUOR4SAFIREII Version: V 4.62b.
Спектрофотометр вычисляет оптическую плотность среды (D), измеряя количество
прошедшего через измеряемую оптическую среду и попавшего на фотоприемник
света (при этом количество излучаемого источником света, прибору известно
изначально).
Под оптической плотностью понимается величина, полученная по следующей формуле:
D=lg I0/I, где I0 - интенсивность падающего света; I - интенсивность света,
прошедшего через среду; D-оптическая плотность в
единицах, как десятичный логарифм отношения интенсивности падающего света к
интенсивности света, прошедшего через измеряемую оптическую среду.
Предел чувствительности прибора: D = 4.0 (все результаты эксперимента выше этого значения были приравнены к 4.0).
2) При съёмке пейзажа использовался объектив Sigma 28-80мм, а для фотографирования одуванчика был применён объектив Sigma 50мм Macro (вопрос пропускаемости ультрафиолетового излучения оптическим стеклом объектива рассмотрен в статье "Мир глазами пчелы или Секреты ультрафиолетовой фотосъёмки"). Все параметры съёмки устанавливались, естественно, вручную.
3) Вопросы определения правильной экспозиции, наводки на резкость и способов крепления самодельного фильтра к объективу я тут не рассматриваю, поскольку об этом подробно рассказано в других статьях, ссылки на которые привожу тут. Однако замечу, что баланс белого преимуществено выставлялся в "лампы накаливания". Все снимки изначально были выполнены в формате RAW (NEF). При конвертации их в TIFF были подкорректированы экспозиция и баланс белого. В ФШ регулировались яркость, контраст, уровни, цветовая насыщенность и резкость.
4) Цветовое пространство CMYK называется субтрактивным и используется при печати. Обратное ему пространство RGB называется аддитивным и применяется в таких устройствах, как матрицы ЦФК, сканеры, мониторы.
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|