![]() |
---|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
![]()
Petteri SULONEN, Хельсинки"Сторонись клише" (Michael Johnston) Одна из самых смешных книг про фотографию, встречавшихся мне в последние несколько лет — очень маленький, коричневый, неброский томик от Phaidon. Он называется "Скучные открытки". Мне кажется, что немецкое название "Langweilige Postkarten" даже более вызывающее. .
Это коллекция скрупулёзно подобранных, тщательно отпечатанных... скучных открыток. И всё же парад бензоколонок, вагонов-ресторанов, супермаркетов, автомагистралей, аэропортов, и прочих исключительно нефотогеничных объектов, часто сфотографированных без малейшей доли старания, невероятно веселит, будучи представлен в виде коллекции.
![]() Скучная фотография из "Скучных открыток". Типа концептуальное искусство? Подписи гласят "Вирджинский ресторан, Виллиамсбург, Вирджиния", и "Знаменитый Блю Гриль на U.S. 40, Св. Эльм, Илл." (Нет, это не нарушение авторских прав; это "производная работа". Между прочим, авторское право на открытки уже истекло, и сама книжка даже не имеет упоминания об авторских правах.)
Но всё же, из большинства скучных фотографий книжки не получится, даже если их собрать вместе. Они просто слишком скучные. Настолько скучные, что даже толстый слой иронии в публикации не дал бы достаточного контекста, чтобы сделать их интересными.
![]() Скучные фото? Никогда в жизни! Вы говорите о моих друзьях. И обо мне. Полузакрытые страницей — молодожёны Коссу и Оути, на странице слева, в дурацких кроссовках и смешной шляпе — я, возможно в один из моих заездов в Санкт-Петербург, пьющий сразу две банки Невского, чтобы сэкономить время (ну и денёчки были!), и справа — Энди, Санна, Ярмо и я. Энди мой лучший друг, он скоро женится, и я по случаю съезжу в Монтану.
Фотография стоит одной ногой в искусстве, а другой в утилитарности. Большинство фотографий строго утилитарны — у того, кто сделал снимок, было совершенно определённое намерение, будь то сохранение памяти, документирование новостей, или продажа зубной пасты. Этот вид фотографий редко бывает по-настоящему скучным. Им это не позволено, иначе они не смогут служить своей цели. Скучная фотография процветает в царстве так называемого "изящного искусства" — то есть фотографии, чья основная причина существования есть "вещь в себе". "Dinge an sich", добавили бы люди, которые дали нам Langweilige Postkarten.
![]() Закат, волны разбиваются о камни, низкие облака, что ещё нужно? Хотя, нет гор.
Что-то ужасное происходит с людьми, когда они вдруг осознают, что камера в их руках может воспроизводить вещи, которые существуют сами в себе. Они вдруг перестают снимать интересные фото — фото, которые заполняют их альбомы, рассказывают истории, пробуждают эмоции, сохраняют память. Они начинают делать бесконечные макро цветов и портреты уток. В конце концов, по мере того как они прогрессируют в том, что они считают искусством фотографии, они могут дойти до мягких, дымчатых портретов жеманных женщин (одежда по желанию), чёрно-белых, уныло освещённых и тщательно облагороженных обнаженных моделей с совершенными телами на чёрном фоне, орлов, распахивающих крылья в зоопарках или диких заповедниках, мотобайков, закладывающих крутой поворот на трассе, пейзажей "золотого часа" с горами и водой, или макро букашек. В конце концов кто-то из них может понять тщетность всего этого и стать бунтовщиком, снимая злые серии плохо экспонированных, зернистых и мутных изображений ни о чём, или одевая жеманных девиц в винил и штукатуря их косметикой, и называя это "фетишной фотографией". Зайдите на Photosig, и вы гарантированно увидите тонны таких картинок и на странице "Featured Photos", и на странице "Photos". И, конечно, откройте любой форум на DPReview, и почти наверняка там будет как минимум один тред с цветочным макро на первой странице. Жвачка для глаз.
![]() Букашка и цветок в одном кадре, ну и ну!
Скука и больше камер ![]() Плохо экспонированное и размытое изображение ни о чём. Ну, разве что о потрескавшихся бетонных плитках. Наверно, если бы я назвал его "Конкретная абстракция", это должно было стать аллегорическом описанием урбанистического разложения и долгой дороги к дому...
Когда-нибудь вы можете подумать "да пошло оно всё!" и начать производить мутные, зернистые, уродливые картинки ни о чём, и получить временную энергию от свержения всех идолов, которых вы так упорно создавали, пока не осознаете, что теперь вы следуете просто другому набору соглашений, чтобы понравиться другой толпе, только теперь это меньшая толпа, которой нравится носить чёрное, много курить и отвисать в кафе. И всё это время маленький креативный вы, который первоначально и затянул вас в хобби, хнычет в каком-нибудь сыром, пыльном, затянутом паутиной углу вашей души, отверженный и забытый, не имеющий другого способа быть услышанным, кроме как посредством этого чувства пустоты, тишины, которую вы отчаянно пытаетесь заполнить щелчками затворов и мегапикселами и объективами с флюоритовыми элементами и принтерами формата А3+, и осветителями Alien Bee и старыми потёртыми Лейками.
![]() Это я снял в 12 лет. Мы были на школьной экскурсии на ферме. Я позаимствовал родительскую Минольту и делал снимки как сумасшедший. Правую линзу на моих очках пришлось заменить, потому что она была исцарапана видоискателем так, что я не мог сквозь неё смотреть. Потом я потратил все выходные на печать, потому что я продавал отпечатки всему классу, где-то по 25 центов за карточку. Это мой одноклассник Томми на картинке, а девочку зовут Оути... или нет? Не могу сказать по фотографии; имя просто всплыло в моей голове. Может быть, негативы ещё где-то лежат; это фотография фотографии...
Вначале фотография инстинктивна. Некоторые люди так талантливы, что им больше ничего не нужно; только талант и опыт. Остальным нам придётся когда-нибудь начать сознательно работать над тем, что мы делаем, будь то внимание к композиции "по правилам", препарирование работ наших любимых фотографов, назначение заданий самим себе ("одно фото в день, каждый день, с одним объективом и одним типом плёнки; ни больше, ни меньше"), вступление в фотоклубы по камерам, или отправка наших работ на Photosig. Всё это начинает тянуть в сторону лести. Большинство из нас поддаётся ей в один момент или другой. Некоторым никогда не удаётся высвободиться из обманчивых оков цветочных макро и дымчатых девушек. А другие превращают свою страсть в профессию, и начинают снимать цветочные макро и дымчатых девушек за деньги, для клиентов, так же закованных в невидимые цепи общих соглашений. И с каждым щелчком затвора наш маленький персонаж отступает всё дальше в паутинные закоулки души.
2005 © Petteri Sulonen (текст, фото)
Что ещё можно сделать:
|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|