ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ




ЗАМЕТКА
ПРО  КРОСС-ПРОЦЕСС




Александр ГАШИЛО



Сегодня я решил поговорить про кросс-процесс (cross). Для тех кто не знает или забыл, напомню, что кросс-процессом называют технический прием, когда отснятая пленка проявляется не по "родному" процессу, а по какому-нибудь иному. Вариантов тут много, но самый распространенный - это когда цветную обращаемую пленку (слайд) проявляют по процессу C-41, то есть как негатив.


Процитирую статью из журнала Потребитель №7, 2004:

"Обработав обращаемую фотопленку по негативному процессу С-41, можно получить очень контрастный цветной негатив с искаженной цветопередачей и без маски. Отпечатанные с такого негатива фотографии будут иметь высокую цветовую насыщенность и контраст. Этот метод часто используется профессиональными фотографами как творческий прием и называется кросс-процессом (Cross)."

Вот так примерно выглядит такой кросс-негатив


Но вот что удивительно, хотя результат печати или сканирования такого негатива может быть совершенно различным, большинство авторов упорно уводят цвет в зелень.

Вот Вам типичный пример:

Такой зеленый оттенок, конечно, имеет право на существование как творческий приём, но этот цвет для кросса не аксиома, не данность, а лишь один из вариантов.

Вот пример:


Это результат сканирования одного и того же кадра на разных сканерах и в разных режимах:
1. Nikon 8000 - как есть
2. Nikon 8000 + Digital ROC + регулировка кривых при сканировании
3. Imacon + регулировка кривых при сканировании, фон выводился в практически белый цвет. А в результате какой золотистый цвет кожи получился!

Всё это лишний раз доказывает, что цветокоррекция - это такой же творческий инструмент, как и все прочие. При печати или сканировании с негатива вообще и с кросс-негатива в частности понятие "нормальный цвет" теряет смысл. Вот результат удачной, как мне кажется, обработки "зеленого" кадра, упоминавшегося выше:


Обратите внимание, какого фантастического цвета стали глаза!

Некоторые могут возразить, зачем, мол, нужен этот кросс-процесс, если на компьютере можно проделать с цветом что угодно. Типичная ошибка. Я, как человек ежедневно сканирующий самые разные пленки, уверяю, что далеко не все то что можно сделать на этапе сканирования, можно воспроизвести потом в ФШ. Цветокоррекция при сканировании - это одно, а последующая цветокоррекция в ФШ - совсем другое. Так же как из TIF не сделать RAW :) И сканирование такой "экзотики", как кросс-негатив, самый яркий тому пример. Я уже не говорю про то, что сканеры бывают разные. Кросс-негатив, если он правильный, то он как правило весьма плотный; даже недешевый Nikon 4000/5000/8000/9000 его просто не пробивает. И цвет, естественно, получится другой. Конечно, можно попробовать воспроизвести эффект кросс'а искусственно, но получится не то. При работе с кросс'ом, как, впрочем, и с пленкой вообще, всегда присутствует элемент случайности. Цветовой сдвиг, контраст, насыщенность, совершенно особая фактура зерна, - все это в совокупности идеально имитировать не удастся. Поскольку всю эту возню с кросс-процессом затевают, как правило, ради экспериментов с цветом, так давайте же экспериментировать!

P.S. При съемке по технологии кросс-процесс, для усиления эффекта, настоятельно рекомендуется переэкспонирование пленки на 1/2-1 ступень от нормы. Добавлю также, что для того чтобы работать по кросс-технологии, совсем не нужно быть знатоком фото-химии :) Практически все профессиональные фотолаборатории принимают обращаемую пленку в кросс обработку, и стоит это как правило столько же, сколько стоит проявить обычный негатив.


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить страницу автора в ЖЖ >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ