ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



О НАТЮРМОРТЕ В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ





Сергей ВАРАКСИН (Karlos)

О натюрморте можно говорить серьёзно, но всё серьёзное о натюрморте давно сказано, а если немножко похулиганить, то начинать надо издалека, с идеи. Без хорошей, выстраданной, выношенной идеи никогда не создать художественного произведения, нечего и браться, а уж донести её, не расплескать по дороге, тем более не каждому под силу. Вот Достоевский пишет Майкову о "Бесах": "Идея соблазнила меня, и полюбил я её ужасно, но слажу ли, не изгавняю ли весь роман, - вот беда!". И всё-таки, попробуем для начала хотя бы зацепиться за что-то, а потом, может быть, и выносим, и донесём, и не изго..., ну, это мы оставим на совести классика.

Итак.
Если набрать в интернетовском поисковике слово "натюрморт", то выяснится, что "при изображении натюрморта художник получает в своё распоряжение участок пространства, где он строит сюжет и объёмную композицию", что художник непременно должен "научиться изображать трёхмерную форму на двухмерной плоскости", что "на начальной стадии делается перспективное построение группы геометрических тел", а "качество учебной работы в начальном периоде обучения следует видеть в том, насколько удалось передать в натюрморте объёмную форму предметов". Если открыть "Методические рекомендации по курсу "Живопись", то в разделе методики работы над натюрмортом можно прочитать, что: "Познание техники живописи - это изучение законов построения реалистической формы цветом".

Действительно, любой художник стремится выйти за пределы плоскости картины, передать перспективу, показать глубину пространства, сделать изображаемый предмет объёмным. Кому-то это удаётся в большей степени, кому-то в меньшей.

Помню свои детские впечатления от похода в Эрмитаж с родителями: очень хотелось подержаться за край сосуда "вываливающегося" из картины Пикассо. Фотография в этом смысле успешно конкурирует с живописью, нажал на кнопку и, всё, что видишь, в подробностях перенесено на плоскость плёнки или матрицы цифрового аппарата. И вот уже все фотосайты завалены отличными натюрмортами, где правильно поставленный свет подчёркивает объём старинных книг, часов, подсвечников и ваз с цветами. Всё очень естественно, подробно, натурально и.... стерильно до тошноты. Такое ощущение, что фотографы работают на фирме Xerox: "Мы научили мир копировать!". А если (вот она, идея!) попробовать делать наоборот? Если попытаться идти назад, вглубь холста, навстречу художнику, который пытается из него выбраться? Тогда наша задача убрать объём, сделать изображение плоским, как будто нарисованным.

Свет
Как уже было сказано, наиболее выразительно выявить форму предмета помогает правильно поставленный свет. Но мы не хотим заниматься простой фиксацией предмета. Мы не будем выявлять его форму, мы будем скрывать её и, поэтому, будем ставить свет "неправильно".


Фото 1. "Африка"

Если снимаем стеклянные предметы, то свет в этом случае должен быть контровой, он оставит только контуры (Фото 1), предметы станут плоскими, как лист бумаги, меньше объёма просто не бывает; или заднее-боковой (Фото 2), тут ещё можно догадаться о толщине одной из снимаемых стекляшек.


Фото 2. "Супрематизм"

Если же мы зададимся целью до конца "испортить" изображение, то перед объективом можно поставить какой-нибудь прозрачный объект, который поможет нам получить фотографию, похожую на детский рисунок или картинку художника-примитивиста. Пока начинающие художники пыхтят, выстраивая "реалистические формы", мы поступим наоборот. Откроем холодильник, достанем оттуда формочку для замораживания льда и поставим её между фотоаппаратом и снимаемым объектом. Вот что у нас получилось (Фото 3 и 4):


Фото 3. "Мультфильмы"



Фото 4. "Под мухой"

По-моему, неплохо. Можно вообще взять первую попавшуюся банку (Фото 5) или просто кусок матового стекла (Фото 6):


Фото 5. "Опьянённая солнцем"



Фото 6. "Двадцать пятый кадр"

Вместо стекла можно воспользоваться какой-нибудь полупрозрачной тканью типа флизелина (Фото 7 и 8):


Фото 7. "Ёжик в тумане"



Фото 8. "Угол и овал"

А можно вообще снять отражение бутылок в самоваре (Фото 9):


Фото 9. "Портрет жены художника"

Где ещё можно увидеть такие бутылки, как на картинах Пикассо или Моранди? Конечно в металлической пластине от старого глянцевателя (Фото 10):


Фото 10. "Лимон и бутылка"

Из трёх таких пластин можно собрать большой калейдоскоп в который потом залезть с фотоаппаратом (Фото 11 и 12):


Фото 11. "ЛопNET"



Фото 12. "Стеклянные краски"

Если обычное стекло намазать желатином или каким-нибудь другим вазелиноподобным веществом, то при съёмке через него тоже можно получить интересное изображение (Фото 13):


Фото 13. "Купание красного коня"

На стекло также можно побрызгать из баллончика с "эффектом росы", который продаётся в фотомагазине, но если вы женщина, не тратьте деньги. У вас ведь есть лак для волос? Распылите его тонким слоем по повехности стекла и капли воды можно будет успеть сфотографировать (Фото 14):


Фото 14. "Клубничная"

Ну и, конечно же, просто повезло тем, у кого есть крышка от рояля. Замечательные там бывают отражения (Фото 15):


Фото 15. "Чужой"

А что делать, если предмет не прозрачен? Нет проблем. Делаем выдержку подлиннее и во время экспонирования зуммируем объектив. Вот такие получаются груши (Фото 16):


Фото 16. "Треугольные груши"

Можно поснимать и в контровом свете (Фото 17),


Фото 17. "Три Х"

а можно воспользоваться функцией "мультиэкспозиця", если у вас плёночная камера (Фото 18 - 20):


Фото 18. "Шесть-шесть"



Фото 19. "Яблоки"



Фото 20. "Жизнь растений"

Если у вас цифровая камера, то второй слой можно наложить и в фотошопе (Фото 21). Это тоже поможет убрать объём, глубину, и добавит "живописности" работе.


Фото 21. "Выше голову!"

Цвет
Теперь, когда со светом мы чуть-чуть разобрались, поговорим о цвете. "Чистый цвет (спектр) хотя и был в красках, но живописцы его убивали, мешая из него тона. Тон выявился в живописи исключительно из предметности, от искания передачи природы" - писал художник и фотограф Александр Родченко в начале 20-го века.

Мы, как и договорились, не будем искать "передачи природы", не будем мы ждать и милостей от неё, мы будем искать этот "чистый" цвет сами. Тем более что это просто, чистый цвет называется "coloured water" (цветная вода, если кто не понял) и продаётся в ёмкостях по 100 мл в магазинах, которые торгуют товарами для художников. Красная вода, желтая, зелёная, синяя, в общем: "каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Эта "сoloured water" концентрированная, её можно и нужно разводить, и одной бутылочки хватит на целых 25 литров. Заполняем готовым раствором нужные нам стекляшки и получаем такую вот картинку:


Фото 22. "Каждый охотник желает знать"

"Смешение цветов - одна из главных проблем теории и практики начального этапа обучения живописи" - так написано в учебнике. А вот у нас никаких проблем: чистый красный цвет, чистый жёлтый цвет, чистый синий цвет. В принципе, можно сразу взять цветных стекляшек и выстроить из них интересную композицию:


Фото 23. "Путь самурая"



Фото 24. "А если это любовь?"

Можно ещё зайти в магазин канцелярских товаров и накупить там пластиковых папок разного цвета, потом нарезать их на нужные куски и скрепить друг с другом скотчем. Эта склейка будет отличным фоном. Поставим сзади галогенку (только не очень близко, а то пожар будет) и получим такие вот карточки (Фото 25-26)


Фото 25. "Лунное вино"



Фото 26. "Цвето-силовая конструкция"

Если вы снимаете на плёнку, то должны знать, что такое "cross", это проявление слайдовой плёнки как негативной, то есть по процессу с-41. Смысл такого издевательства над плёнкой в том, что цвет снимаемого объекта меняется до неузнаваемости и результат почти непредсказуем, а это тоже может пригодиться нам для борьбы с излишней реалистичностью. Выглядит это примерно так, как показано на Фото 27-29. Процесс наверняка можно имитировать и в фотошопе, попробуйте.


Фото 27. "До-ре-ми"



Фото 28. "Семечки"



Фото 29. "Большая стирка"

То, о чём я попытался рассказать, - всего лишь один из подходов к теме. Моя "идея", мой выбор. Выбор языка. От чего зависит этот выбор, знает каждый: от "насмотренности", "наслушанности", от нашего окружения, воспитания, от выбора книг, музыки, и т.д. Я бродил с родителями не только в залах Пикассо в Эрмитаже. Мне очень нравится русский авангард. Нравится то, что делали Малевич, Родченко, Попова, Экстер и другие художники-беспредметники. Нравится цвет, ритм, линии их конструкций. Когда я стал снимать, мне захотелось сделать что-то похожее средствами фотографии. Вы выберете своё, другое. Будете снимать в ч/б, потом раскрашивать бумажные отпечатки, или смазывать фильтры вазелином, купите советский стодолларовый фишай или сделаете монокль из старого Гелиоса. А можно вообще, просто дышать на объектив перед съёмкой, или, перекрестясь (это обязательно), потереть наждачкой плёнку на которой "ничего не вышло". Да мало ли что ещё можно сделать, чтобы не бездумно копировать реальность, а добавить в неё что-то своё. Свой взгляд на вещи - не так уж мало, для того, кто собирается снимать натюрморт(ы).

2006 © Сергей Вараксин, фотографии автора
Укороченная версия этой статьи была опубликована в журнале Digital Camera, январь 2007.

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ