ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



ХОЧУ ЛЕТАТЬ КАК ПТИЦЫ





Сергей САМСОНОВ

В фотографии существует несколько жанров, которые относятся к творческому процессу только когда их изобретает кто-то один и использует в своих художественных целях - впоследствии эта сфера искусства становится довольно широко доступной, и все остальные фотографы лишь меряются чем попало, снимая направо и налево и крутя фотки в компьютере… к искусству данный процесс мало относится.

Поясню: так было, к примеру, с панорамами, которые, до появления цифровой фотографии выполнялись либо специальными фотоаппаратами, либо такими танцами с бубном, что позавидуют любые индейцы - сегодня же панорама легко клеится специализированным ПО на компьютере, причем от пользователя требуется лишь выбрать фотографии и нажать на одну-единственную кнопку. То же самое впоследствии приключилось с фотографиями с высоким динамическим диапазоном (HDR) - как только пошла мода на Photomatix, ситуация стала похожа на ту, что существует с панорамами: ряд “фотографов” только этим и занимаются. Это не искусство, это даже не мода - это просто увлечение, которое у кого-то просто не проходит. Я тоже болел панорамами, это со временем прошло. Теперь я просто знаю, что в какой-то момент могу этот инструмент использовать - наигравшись с ним, я постепенно изжил в себе желание его использовать на каждом углу.

Сейчас появилась новая игрушка: возможность снимать землю с высоты - 40-ваттный светляк недавно у себя в блоге описал примечательную схему построения примитивного летательного аппарата, которую можно было бы дополнить несколькими мыслями. Поверьте, это покруче “Фауста” Гёте. Если вы снимали с борта самолета, то поймете, о чем я.

Аэрофотография в промышленных масштабах обычно осуществляется с вертолетов с использованием высококачественной техники и высококачественных фотографов. В последнее время, правда, появляются коммерческие решения для увлекающихся фотографов, вроде Draganflyer, но это, скорее, исключение, чем правило - сегодня и в России, и за границей куча секретных объектов, снимать которые не позволено даже Google Maps. Так, например, нельзя запускать легкие летательные объекты вблизи аэропортов (в радиусе 10 км примерно), а правила съемки отдельных архитектурных сооружений вообще загоняют аэрофотографии в такие рамки, что получается, свободно снимать можно только в чистом поле. Это все к вопросу о правовых ограничениях.

Теперь же перейдем к возможностям, помимо уже рассмотренных выше. Что, собственно, нам нужно учесть, чтобы делать удачные кадры с высоты и как поступить.

  1. Летательный аппарат. Если вы занимаетесь авиамоделизмом, наиболее бюджетным решением будет установка фотоаппарата на существующий самолет - в противном случае, даже не морочьте себе этим голову. Решение хоть и более контролируемое (можно снимать там, где хочется), зато более дорогое и затратное. Опять же, нужно предусмотреть способы снижения вибрации при фотографировании. Более дешевый вариант - сделать воздушного змея. Надо просто учесть весь фотоаппарата - другими словами, сделать змея больше по указанной схеме, просто соблюдая все пропорции. Покупка змея также возможна (кстати, так даже проще сделать), просто нужно выбирать довольно крупный.



  2. Фотоаппарат. К фотоаппарату несколько требований: желательно, легкий (хотя весом можно пожертвовать в угоду защите - есть тяжелые модели вроде Olympus m770 SW, защищенные от ударных нагрузок и влаги), обязательно умеющий снимать постоянно через определенные интервалы на полном автомате по встроенному таймеру (к, примеру, один кадр раз в 20-30 секунд) - таких моделей, на самом деле, мало (к примеру, в категории “компактный фотоаппарат стоимостью до $400 с функцией интервальной съемки” на сайте dpreview.com можно найти только следующие модели компактов: Nikon Coolpix S1, S2, S6, 3700, Pentax Optio S6, Canon PowerShot Digital IXUS 850 IS, S60, S70, Kodak P850, Olympus SP-510 UZ, SP-500 UZ, SP-310, SP-350, Konica Minolta DiMAGE Z2), потенциально фотоаппарат должен быть таким, который не жалко потерять, а функция оптической стабилизации изображения весьма желательна, т.к. и самолет, и змей будут вибрировать.



  3. Защита. Прежде, чем крепить фотоаппарат на змея, предусмотрите защиту от сильных ударов: частично упакуйте корпус, к примеру, в пенопласт (берете коробку от свежекупленного телевизора или музыкального центра, вырезаете из имеющегося там пенопласта угловые секции и скотчем приматываете их к фотоаппарату, только так, чтобы были открыты клавиша спуска и клавиша доступа к меню… ну и объектив, естественно). Можно подумать и о защите от влаги, на случай падения змея в воду, но это уже излишество.



  4. Летная практика. Сначала необходимо научиться управлять змеем вообще. Сначала без груза, потом с грузом, примерно соответствующим по весу фотоаппаратом (цепляйте груз в то же самое место, где собираетесь крепить фотоаппарат - лучше в центре самого змея). Когда начнет получаться без падений и застревания на деревьях, можно начинать запускать фотоаппарат. Настройки. Фотоаппарат необходимо настроить на непрерывную съемку. Чтобы понять, какой интервал выставлять, попытайтесь во время предварительных полетов засечь время, в течение которого змей парит, предположите, сколько кадров хотите сделать, и разделите первое на второе. Интервал должен быть примерно 10-30 секунд, которых достаточно и для записи на карту, и для того, чтобы ваши кадры были не слишком похожими друг на друга. Зум нужно поставить в широкоугольное положение, т.е. чтобы было видно больше - обычно угол обзора устанавливается как раз на самый широкий при включении фотоаппарата. Можно использовать режим приоритета выдержки (с ISO Auto), выставляя выдержку побыстрее - 1/500с или даже меньше, чтобы меньше чувствовалось влияние шевеленки (а трясти змея на высоте будет очень сильно). Фокусировка либо автоматическая (если вы в ней уверены), либо ручная на “бесконечность”.



  5. Крепеж. Закрепить фотоаппарат можно все тем же излюбленным скотчем, направив в определенную сторону, можно подвесить, чтобы фотик смотрел строго вниз, можно изобрести что-то свое. Самое главное, чтобы не оторвался и не ударился при падении (помните, что пенопластовая защита его не защитит при падении с 20-метровой высоты, да и ничто не защитит). Кстати, не обязательно подцеплять фотоаппарат прямо на змея. Можно сделать более интересный крепеж прямо на леске, которая змея удерживает и запускать его, только когда змей наберет высоту - так и трясти будет меньше, и риск разбить фотик снизится. Однако же, для таких случаев надо будет продумывать специальное крепление.



  6. Полет. Помните, что без помощи вам не обойтись - запускайте вдвоем или даже втроем: с друзьями, детьми, коллегами-шпионами. Заранее попрощайтесь с фотоаппаратом - так будет легче перенести его утерю в случае падения в воду или удара о камень, и тем ценне будут полученные фотографии.



  7. Меры предосторожности. Не запускайте фотоаппарат в дождь, в грозу, рядом с ЛЭП и государственными секретными объектами (в том числе, аэропортами); не запускайте змея один; будьте азартны, но думайте головой - мало запустить змея, надо его еще потом безопасно спустить на землю.

Вот, пожалуй, и все - осталось только пожелать удачи и прекрасных снимков.

2007 © Cергей Самсонов
Иллюстрации взяты из галереи Kite Aerial Photography

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Почитать оригинал статьи >>>
Написать письмо автору >>>
Прочитать статью Павла Лосевского "Кэпинг - съёмка с воздушного змея" >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ