ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ КОМПОЗИЦИИ?





Petteri SULONEN, Хельсинки

Сначала я вел эти уроки по композиции на форуме Минольта в 2003 году. Первоначальной идеей было немного растрясти технофилию на форумах DPReview; я подумал, что сообщество выиграло бы от небольшого напоминания, зачем вообще нужны камеры. Уроки оказались более успешными, чем я ожидал, и меня попросили повторить. Однако я чувствую, что успел с тех пор научиться кое-чему новому в фотографии, а также в её преподавании. Вот зачем здесь это вступление..

Фотограф, которым я очень восхищаюсь, Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure) , твёрдо уверен, что композиции невозможно и не нужно учиться вообще. Он считает, что "обучение композиции" накладывает искусственные ограничения на творческий процесс, и в худшем случае способно задушить огонь и видение гения, тем самым делая наш мир беднее. Хоть я и не вполне согласен с этим по причинам, описанным ниже, я думаю, что он мыслит здраво.

Дилемма "обучения композиции" заключается в том, что нет способа сделать это осмысленно без наложения рамок или правил, и очень легко впутаться в эти рамки и правила и принять их за стандарт совершенства. Постижение этих правил неминуемо приведёт к изменению видения и фотографий того, кто им учится. Это также может отвлечь от индивидуального качества работы. Факт остаётся фактом — картинка, скомпонованная "по книге", остается просто картинкой, мастерски скомпонованной "по книге". Интересная ли она, вызывающая ли, имеет художественную силу или нет — никаким образом сюда не относится.

Но всё же я не настолько пессимистичен, как Ed. Мне повезло знать нескольких людей, имеющих настоящий художественный талант — то внутреннее пламя, которое проявляет себя в потребности создавать очень индивидуальные, необычные, даже провидческие работы. Никто из них не смог бы выразить это видение без изучения ремесла. В какие-то моменты каждый из них проходил через "книжные" рамки, и это часто служило полезной структурой, чтобы восстать и сломать её. По моему опыту, настоящее художественное видение очень хрупко — и с другой стороны, это такой огонь, который прожжёт и камень и сталь, чтобы выразить себя. Посмотрите на ретроспективу Пикассо: он делал красиво скомпонованные и исполненные рисунки и живопись в академическом стиле — когда ему было 14 лет. И у меня есть смутное чувство, что вряд ли ему удалась бы Герника, если бы не те уроки в художественной школе.

Но можно ли научиться композиции?

В обычном смысле — конечно. Нет ничего необъяснимого или непонятного в простых композиционных приёмах вроде знаменитого (или печально знаменитого?) правила третей, направляющих линий, геометрии, наложения фигуры и фона, движения и т.д. Однако, на мой взгляд, это всё не о том, что надо. Функция "правил" не в том, что если вы примените их к своим картинкам, то они станут лучше (хотя по сравнению с обычной инстинктивной "не-композицией" они скорее всего станут). Вместо этого, их функция побудить вас "думать композиционно" — дать вам грубый набор инструментальных концепций, с помощью которого надо подходить к задаче композиции. Толчок к тому, чтобы начать "видеть фотографически".

Так что я готов рискнуть и продолжить уроки композиции, практически в том же формате, как я делал это в прошлый раз. Однако, попытайтесь все время помнить, что правила и ограничения, неизбежные в уроках, предназначены лишь для целей обучения: чтобы использовать их как костыли, пока они вам нужны или полезны, а затем выбросить. От простого слепого их применения ваши картинки могут стать или не стать лучше, но это не даст им никакой художественной ценности. Если вы работаете над фотографией и пытаетесь применить к ней "правила", но ощущаете, что это не очень правильно и лучше идти другим путём — поздравляю, вы только что окончили школу: вы видите композиционно, и принимаете активное участие в создании фото по своим правилам, а не по инструкциям. Вы уже на своём пути к отысканию собственного фотографического видения.

Таким образом, если вы считаете, что уроки композиции не нужны или вредны, прекратите дальнейшее чтение. С другой стороны, если вы чувствуете, что снимаете ваши фотографии в полной темноте — что они не так хороши, как вам хотелось бы, но вы не знаете, что в них неправильно на самом деле, тогда эти уроки будут для вас весёлыми или инструктивными или даже полезными. В любом случае помните, что фотография существует для радости, поэтому не относитесь ко всему очень серьезно и ныряйте.

Домашнее задание
Я хочу, чтобы вы забыли всё, чем вы занимались в фотографии — верните стрелку часов на ноль, или как можно ближе к нему. Я также думаю, что это весело — сам проделал подобное упражнение несколько дней назад, и получил очень мощный заряд от него. Так что, вот первое домашнее задание по урокам композиции Петтери, модель 2004.

Хватайте камеру. Если у вас есть маленькая мыльница, хватайте её. Если нет, хватайте свою обычную камеру. Если у вас зеркалка, берите самый маленький и лёгкий объектив из тех, что есть. Установите камеру в режим полного авто, наиболее вам подходящий — если вы новичок, то обычный режим "навел-и-снял" подойдёт замечательно; если вы освоили свою камеру, то можете зафиксировать несколько параметров типа ISO (установите такое значение, чтобы не волноваться, если вдруг не хватит света) и баланса белого (Облачность или Солнечно). Главная цель — чтобы камера была готова снимать без излишней мороки.

Если вам нужен идеальный инструмент для этого упражнения, то пойдите и купите одноразовую картонную камеру. Не забудьте только сдать их в такой фотолаб, где вам сделают фотографии и на бумаге и на диске — иначе вы не сможете поделиться ими с остальными "учениками".

Теперь идите гулять. Если вы каждый день ходите на работу пешком или ездите на общественном транспорте, то это лучше всего. Если у вас есть собака, идите с ней гулять. Если у вас есть жена, муж, парень, девушка, дети, друзья, и кто угодно ещё, берите их с собой. Но также берите и камеру.

Теперь снимайте всё, что попадётся на глаза. Не выискивайте красивых картинок. Смотрите на вещи, как вы обычно на них смотрите, но на этот раз делайте быстрые снимки. Забудьте о композиции, резкости, шуме, точном фокусе, дрожании камеры и всём остальном: просто снимайте сразу же, как увидели что-то. Убедитесь, что вы наснимали как минимум на один ролик плёнки (то есть 36 кадров). Больше — лучше.

Потом загружайте картинки в компьютер. Выберите пять, которые вам нравятся больше всего, и пять, которые, на ваш взгляд, полный отстой (исключая те, которые технически так плохи, что никакого заключения по ним дать нельзя, разве что они все равно выглядят хорошо, конечно). Покажите их другим, и обсудите, почему вы выбрали именно эти снимки. Также опишите, что вы чувствовали, пока снимали эти не-композиции. Самое главное, не забывайте получать от этого удовольствие: это всё должно быть весело.

И не волнуйтесь: в следующем уроке мы перейдём от неопределённых понятий к более классическим правилам композиции.

2004 © Petteri Sulonen (текст, фото)
2006 © www.x3photo.ru (перевод на русский язык)

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ