ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ

Дождливая дорога в Самбуру. Кения

ЗАГАДОЧНЫЙ ПЕЙЗАЖ





Василий КЛИМОВ

Что это такое — пейзаж, до сих пор не знает никто. В целом, что это портрет Природы, знают все, а вот в частностях... Японцы запечатлевают каменные сады, олицетворяющие Вечность, и гору Фудзияма. Это — пейзаж! Кто-то снимает поле и старинную церковь, а кто-то — завалившиеся заборы и ряды безликих коробок-домов, опутанных проводами, — тоже пейзаж. Любители эпатажа снимают собачье г... на фоне консервных банок и тоже называют это пейзажем... Как видим, им может стать все, что угодно, он неуловим, бесконечен, изменчив и загадочен... Но тем более интересен и привлекателен, как все таинственное. Тем более что позиционно он противостоит репортажу и предполагает совсем иной настрой для съемки — не мельтешение, а успокоенность, лицезрение, философичность и некое равновесие души. В наше суматошное время такая позиция — прибежище тех, кто не хочет спешить и идет в ногу с эволюционными процессами, происходящими в Природе, — великими, постепенными и вечными...

Когда спрашиваешь фотомастеров о принципах съемки пейзажа, то они в ответ обычно бурчат что-то нечленораздельное и мистическое, вроде «наваждения», «божественного провидения», «удара громом», «осенения» и т.д. Но поскольку я — профессиональный биолог и с Богом отношения у меня сложные, то и объяснения методов нахождения красивых пейзажей очень простые. Кстати, речь пойдет только о дикой природе — саваннах, джунглях, степях и лесах, еще кое-где оставшихся на планете.

Свою задачу по нахождению и созданию пейзажных полотен я понимаю очень многосторонне. С одной стороны, это характерность тех или иных природных зон мира, с другой — подчеркивание чего-то яркого и необычного в пейзаже — диких животных, бурных рек, суровых вершин, красивых и величественных водопадов, редких природных явлений, одиноких деревьев, цветов и т.д. Мне постоянно хочется поймать нечто новое и неизвестное, заставив глаз зрителя «зацепиться» за изображение. Далее, пейзаж должен быть приятным для глаз зрителя. Хоть все мы понимаем это по-своему, основные принципы общие — пейзаж должен быть «живым», уютным, камерным. Кадр должен быть заполнен природными компонентами — деревьями, кустарником и животными — в некой последовательности воспринимаемой глазом и принимаемой зрителем. Причем, в идеале, цветовые пятна и линии снимка должны создавать некие рисунки, фигуры, образы, навевающие зрителю некую неземную музыку...

Все это делается с конкретной целью — управляя взглядом зрителя, создать у него соответствующее настроение. И чем более оно приподнимется, тем выше результат, тем выше оценка труда фотохудожника.


Фото 1. Летняя метель. Чайки Дунайских плавней



1. Характерность
Как зоолог я описываю жизнь диких животных в природе и поневоле должен запечатлить их характерные местообитания. Так, если я делаю репортаж о жизни бегемотов, то нахожу тенистые заводи и бочаги в саванне, окруженные деревьями. Если речь идет о пушистых зверьках — даманах, то появляются горные пейзажи, расселины в скалах, если перед нами антилопы, то в ход идут зеленые саванны с зонтичными акациями. Если я пишу об агамах, то и пейзаж соответствующий — полупустынный, соответственно, верблюды «требуют» в свое описание пустынных пейзажей с пирамидами и саксаулом. Мой читатель должен воочию видеть природу тех мест, где обитают «мои» звери, и где они сформировались как объект эволюции за последние миллионы лет. И вообще я считаю, что без общего вида характерного пейзажа не должна выходить ни одна статья о жизни диких животных. А вот уже внутри темы «Характерное местообитание» никто не мешает автору проявлять свое творчество и индивидуальность, подмечая самые интересные, с его точки зрения, виды ландшафтов. (Фото в заголовке статьи)

2. Разнообразие биотопа
Попав впервые или в очередной раз в уникальное место (или даже вполне обыденное), я ощущаю себя первооткрывателем и путешественником, который, подобно героям прошлых веков, покорял Африку и Азию, открывая мир для Европы. Вот именно этими (их) глазами я и смотрю на ландшафт. Конечно же, мне хочется заснять все многообразие того или иного биотопа. Но время не резиновое, и запасы пленки ограничены! Поэтому сдерживаешь свои порывы и «бьешь» только наверняка, увидев по-настоящему интересный пейзаж, который для меня и моих друзей где-то там, в далекой северной стране Россия, напомнит о моем маленьком географическом открытии. И это именно так, открытии!


Фото 2. Барханы. Илийская котловина. Казахстан



3. «Живое» и «мертвое»
Условно всю свою пейзажную съемку я делю на два типа: «мертвая» природа и «живая», включающая диких животных. Поскольку любой растительный покров формируется зачастую под прессом конкретных видов животных, да и в эволюции они бессменно шли вместе — «рука об руку», то отрывать их друг от друга просто нельзя. К тому же звери очень оживляют пейзаж, делая его «наполненным» хоть какой-то жизнью и особо приятным для глаз. Когда же перед нами не просто стайка антилоп или птиц, а весь кадр заполнен ими без остатка, то мою душу наполняет прямо-таки неземное блаженство — вот, есть еще Жизнь на планете! Сходная ситуация при фотографировании красот пустыни. Да-да, красот. Пустыня сама по себе бесподобна! Но там другая беда — не то что животных, растений-то зачастую нет. Поэтому «живым» пустынный пейзаж можно именовать, если в кадр попали хоть какие-то, даже очень жалкие растения. Ну а если там есть еще и животные — это вообще гениальный кадр. (Фото 1 и 2.)

4. Сложные построения
Перед нами некая свободная площадь кадра, которую нужно занять природой и покорить зрителя! Так вот, я подметил, что чем сложнее построения природных моментов, тем интереснее кадр. Это могут быть горные теснины, обледенелые вершины, суровые ущелья, большие деревья, прибой, водопады, берег, изрезанный фьордами или оврагами и т.д. В целом это должно быть чередование или наложение друг на друга вертикальных и горизонтальных структур в строении природных материй. Если это естественные явления природы — красивые и величественные, то они не могут не вызвать у зрителя отклик и реакцию. (Фото 3 и 4.)


Фото 3. Синие горы. Кавказ



5. Необычные природные явления
Это, пожалуй, самое приятное в пейзажной живописи — поймать в кадр нечто яркое, необычное и загадочное. Это могут быть радуги, молнии, туманы, восходы и закаты, зарницы, всевозможные природные свечения, метеориты и т.д. Дополнительным привлекательным моментом может быть сопутствующий антураж и обрамление — деревья, саванна, джунгли и т.д. Кроме восходов и закатов, съемку которых хоть как-то можно спланировать, все остальное — дело случая. Остается надеяться, что армия фотографов всегда начеку. В плане техники съемки можно добавить, что все эти явления «требуют» длинных выдержек и штатива. Ночные молнии снимаются при полностью открытых затворе и объективе, когда каждая последующая молния налагается на общее полотно, создавая ощущение конца света и хаоса. При съемке закатов и восходов режим экспозиции определяется по освещенности неба над этими явлениями. При появлении метеорита нужно открывать диафрагму и затвор согласно уровню освещенности неба, на котором небесное тело прочертит некую яркую линию. (Фото 5, 6 и 7.)

6. Камерность
Мне приятно иногда побаловать зрителя, отсюда появляется понятие «камерности». Это когда некий зрительно выдающийся участок пейзажа (деревья, животные) находится в зрительной «ловушке» или попросту обрамлен дикой природой, по тону более темной, чем зрительный центр. То есть мы управляем взглядом зрителя, заключая его в некую «норку», где ему уютно и удобно. (Фото 5 и 8.)

7. Монументальность
Любой пейзаж вызывает в нас некие ощущения. Это может быть грусть, тоска по несбыточному, успокоение и благость, легкость и приподнятость, строгость и торжественность. Так вот, последнее вызывается «монументальными» пейзажами. Как правило, это виды горных вершин, гигантские водопады, строевой лес крупным планом, величественные секвойи или пальмы, создающие своими кронами и стволами вместе или поодиночке некий Храм Природы, вызывающий священный отклик в сложной русской душе. Вообще любые большие деревья с мощными стволами и пространной кроной создают у зрителя ощущение величественности. Этот эффект проявляется и в жизни — лесные народы более строги, набожны, молчаливы, а степные — веселы и подвижны. (Фото 3 и 9.)


Фото 4. Горное озеро. Кавказ



8. Простор и воздух
Иногда душе хочется полета, фантазии и свободы. А также свежего воздуха, много воздуха! Тогда подавай ей степь раздольную, степь привольную, морской простор и дали безбрежные. Здесь речь идет о глубине кадра (не путать с глубиной резкости), добиться которой совсем не просто. Лучший вариант, когда в кадре есть элементы, подчеркивающие перспективу (некие линии, сходящиеся в центре, дорога, изгиб ландшафта) и подводящие взгляд к центральному объекту снимка.

При внешней простоте съемка эта сложная и зачастую заканчивается засветкой кадра, если снимаем на «автомате» и аппарат сработал по освещенности неба. Экспозицию здесь нужно определять по «серой» карте или хотя бы по покрытиям ландшафта, будь то трава или морской простор. Всегда, особенно на море и в горах, полезно иметь УФ фильтр, а иногда и поляризационный, чтобы избавиться от дымки и паразитических засветок.

Но воздух, воздушность должны присутствовать в каждом пейзажном произведении, другой вопрос — как этого добиться? (Фото в заголовке)

9. Многоукладность и многоплановость
Рассматривая на своих выставках реакцию зрителей на те или иные фото, я заметил, что большее время они проводят перед сложными ландшафтными работами, в которых кроме переднего плана есть еще второй, пятый и т.д. Или работы, до краев «заполненные» живыми существами. Такой ландшафт больше «цепляет» зрителя, да и вообще — многоплановая, сложная работа, наполненная многими интересными деталями, требует к себе более пристального внимания. Еще более интересно, когда в каждом кубике пейзажа существует своя собственная жизнь! Или когда сквозь передний план просвечивает следующий, а мы выступаем в качестве подглядывающих. Ведь это так в характере русского человека — рассмотреть все, что спряталось там, в картинке! (Фото 1, 5 и 10.)


Фото 5. Две радуги на реке Эйвасо-Нгири. Кения



10. Акцент на Героя
Все сущее в природе всегда неравноценно друг перед другом, и всегда некую постепенность в расстановке сил и материй нарушают некие исключения, будь то карлики или гиганты. Именно их наличие дает нам, зрителям, масштаб происходящего. К ландшафту и пейзажу это относится в полной мере. Вот пальма, торчащая, как свеча, над джунглями. Вот одинокая скала, вот парусник в Океане, Великий Храм среди обыденности жизни, Герой среди толпы или хотя бы одинокий цветок над обрывом. Все они нарушают своим существованием равномерность ритма природы, дают ему новую энергию, а глазу — отраду, что есть за что-то «зацепиться». Этот центральный объект, условно получивший у меня имя Герой, служит той осью, к которой взгляд, побегав по полотну, возвращается каждый раз, чтобы опять отправиться в полет. (Фото 11 и 12.)

11. Контраст образов
Обращаясь к опыту мастеров живописного пейзажа прошлых веков, мы видим, как много у них построено на контрасте и противопоставлениях — света и тени, теплых и холодных тонов, фактурных и объемных предметов на фоне бесформенных и туманных. Главная задача здесь — «оторвать» объекты от их окружения с помощью контрастов, резкости и т.д. Особенно эффектно смотрятся светлые предметы на фоне тревожного пасмурного неба или темные фигуры (деревья) на фоне ярких красок закатов и зарниц, резкие и светлые объекты на фоне размытых и темных. Этот контраст не нужно путать с контрастом полуденной освещенности. (Фото 4.)


Фото 6. Туманная долина. Кавказ



12. Красочность пейзажа
Если мы вспомним японцев, с их цветущей сакурой, которую в Японии можно лицезреть на каждом шагу в тысячах изображений, то поймем, как они ценят столь редкое в природе явление, несущее на себе знак понятий более великих, чем просто цветок. Это символ Пробуждения, Радости, Возрождения и т.д. Опыт собственный тоже показывает, что появление в кадре цветов необъяснимым образом оживляет его и улучшает. И иногда, каюсь, приходилось «оживлять» снимаемый ландшафт цветами, сорванными на стороне... Если же кому-то приходится снимать цветы по «долгу службы», тому я завидую по «гроб жизни»!

Но красочность полотна не исчерпывается цветами. Палитра природы бесконечна! Латеритовые красные почвы соперничают в Африке с яркой зеленью, в джунглях Индии нет двух одинаковых по тону и цвету пятен, хотя все они — зеленые! Золотая осень (или весна, лето) раскрашивает природу вообще как на праздник, который, собственно, всегда с вами, если вы фотограф и художник! (Фото 7, 9 и 10.)


Фото 7. Сиреневый восход на Черном море



13. Включения
Только пристально вглядевшись в ландшафт и внутренне понимая его, можно увидеть некие малозаметные явления, приятно его оживляющие. Это могут быть блики, отражения растений и животных в воде, рассматривание мира через каплю воды, увеличивающей все окружающее, как линза, отражения в глазах, цветовые рефлексы в природе. Именно они придают миру некий особый запах, аромат и настроение. (Фото 7.)

14. Вертикальное и горизонтальное
Зачастую многое в восприятии изображения зависит от расположения кадра. Один и тот же пейзаж, изображенный в разных проекциях, дает различный эффект восприятия зрителем и, следовательно, разную реакцию и результат (покупают или нет)!

Например, мы снимаем пальмовый лес. Так вот, при горизонтальном распределении материала подчеркивается монолитность биотопа, пейзаж в целом успокаивает и убаюкивает. При вертикальном же показе мы вынуждены «наехать» трансфокатором на объект, и перед нами уже не лес, а несколько пальм, застывших на фоне других вертикальных стволов и темно-зеленой перспективы. Но они удивительно стройные, высокие и лохматые, создающие ощущение некой воздушности и полета. Почему-то у меня этот вид вызывает общую приподнятость настроения и радостный смех.


Фото 8. Заросли папоротника. Приморье



15. Свет и время
Само понятие «светопись» в основе своей имеет Свет. Большое значение для изображения природы имеет наличие солнца, время суток и положение автора в пространстве — относительно солнца и снимаемых объектов. Черно-белой пленке было безразлично — есть на небе светило или его нет. Но современная цветная пленка рассчитана на солнечный свет, и как только он пропадает, начинаются проблемы с цветопередачей, кадр жухнет и теряет живость. Если рассеянный свет еще хорош, он помогает избежать резких теней и контрастов, то тучи и съемка в тени переводят вашу работу в разряд «грустных». Если же таковая задача не ставится, то лучше зря пленку не «жечь», а подождать солнышка.

Время суток кардинально меняет освещение. Утренний свет — самый желанный, он радостный, отличается особой свежестью и нежностью. Полуденный — сухой, жесткий и контрастный — самый нежелательный, вечерний — теплый и бархатный, навевающий грусть и истому...

Если мы наводим камеру на солнце, то получаем, в зависимости от режима выдержки, «контражур», засветку или черный кадр. Если снимаем по солнцу, то оно у нас сзади, и на пейзаже перед нами нет теней. Поэтому изображение плоскостное и у предметов теряется фактура поверхностей. Наиболее выигрышно для демонстрации красот природы и пейзажа в целом освещение боковое. В этом случае свет обтекает стволы, подчеркивая их шероховатость, ветки, листья и деревья, показывая их фактуру, форму и пропорции. К тому же боковой свет сразу разбивает пейзаж на множество планов — первый, второй, пятый и т.д. Еще большее значение свет имеет в пустыне. Там, среди барханов и равнин, взгляду вообще не за что «зацепиться», и спасает только боковое утреннее или вечернее освещение. Именно оно выявляет шероховатые структуры песка, из которого сложены барханы, покрытия щебнистых пустынь, строение разнообразных пустынных скал, склонов и превращает все это великолепие в чарующую симфонию звуков...


Фото 9. Цветастый водопад. Цейлон



16. Соотношение цветов
В художественной студии меня учили, что цвета в природе, подобно живым существам, любят или не любят друг друга. Отсюда выведены законы их соотношения, когда вместе они усиливают свое влияние на глаз человека! Так красный особо смотрится на зеленом, синий на желтом, а фиолетовый на оранжевом. Именно поэтому так ярки цветы на лугу или клумбе, в обрамлении зелени (а не на песке). А желтая пустыня так выигрышна на фоне ярко-синего неба. Эти принципы я всегда стараюсь найти в природе и использовать как один из эффектов. (Фото 2 и 9.)

17. Выделение Главного в кадре
Встав на некий высокий постамент над миром, можно сколь угодно долго рассматривать интересности, происходящие внизу, и решать, как поступить. А алгоритма действий всего два. а) «Бабахнуть» все это широкоугольником, а там клиенты пусть разбираются, что им больше нравится, и вырезают по кускам. б) Тщательно, не спеша, рассмотреть в бинокль ландшафт и, выбрав нечто Главное, скомпоновать кадр и только после этого думать о съемке.

А что же такое Главное? У каждого оно свое, причем приоритеты меняются на протяжении жизни (а у женщин на протяжении часа). Величественную реку можно показать как половодье или бурный поток, несущий мосты, а можно в ней же найти заводь, в которой отражается ива и былиночка на берегу. Фотомастер определяет сам, какие явления и процессы в жизни природы он должен найти и показать зрителю. От глубины его мысли и души зависит и величественность целей, которые сами определят, что в кадре считать Главным. (Фото 9 и 12.)

18. Достижение неких целей
Пейзаж может быть самодостаточным, а может усиливать чье-то влияние (статьи, учения). Более того, настроением и расположением зрителя, оказывается, можно владеть и управлять. А для этого нужно знать, какие изображения вызывают тот или иной эффект. Например. Нам нужно Умиротворение. Значит, показываем склоненную иву, отражающуюся в воде, или уголок леса, где в ветвях безмятежно на ветке спит львица, свесив вниз хвост и ноги. Нужно показать Стойкость. Чудно, показываем тростиночку, которая топорщится среди песков. Ручей, весело бегущий по камешкам сверху вниз, олицетворяет собою Живость и Движение, распластавшийся в полете гепард — полет, суровый лес, стоящий стеною, — монолитность и силу Простого Народа! Дерзайте далее... (Фото 4 и 13.)


Фото 10. Золотая осень пустыни. Казахстан



19. Сила воздействия
Зачастую, находясь в путешествии, в «поле», с удивлением замечаешь, что мелькание окружающих тебя видов природы вдруг прерывается, — и перед тобою пейзаж, имеющий некую свою внутреннюю силу, заставляющую тебя остановиться и запечатлить его! Как бы не ты, а пейзаж тебя выбирает, и ты должен его заснять! Причем если даже спешишь, то все равно он тебя не отпускает — ноги не идут дальше. И только завершив работу, со вздохом удовлетворения поспешаешь прочь, вспоминая чертовщину...

20. Объективы
Традиционно принято считать, что пейзаж нужно снимать широкоугольными объективами. В целом это верно по ряду причин, но, поскольку у меня специфические задачи — съемка характерных пейзажей, а в работе два вида «зумов» — «короткие» и «длинные», то это определяет более широкий диапазон работы с объектами. Иногда бывает, что необходимо заснять лишь определенный участок всего поля широкоугольного кадра. Вот тогда выручает «телевик», который и «вырезает» необходимую ячейку в общей мозаике. Он также выручает, когда нужно изменить масштаб изображения, «размыть» фон предметов или животных, создать «туманное», романтическое произведение, в котором резкая — лишь центральная часть кадра!

В целом, конечно же, при изображении пейзажа объективы должны быть широкоугольными, с тем, чтобы обеспечить наибольший захват пространства в кадре, возможно более близкое приближение к объектам съемки (высокие деревья), и для обеспечения наибольшей глубины резкости. И лучше, если это будут «зумы», что позволяет осмысленно компоновать кадр, а не бегать «ближе — дальше». Сюда нужно добавить, что и аппарат для такой съемки лучше иметь крупноформатный, с тем, чтобы первичные материалы — негативы или слайды — были самого большого размера!


Фото 11. Дорога к Храму. Килиманджаро



21. Экспозиция
Пейзаж — это настолько величественное, грандиозное и беспредельное явление, охватывающее все многообразие Бытия — от палисадничка до межпланетных миров, что и постижение его тоже беспредельно. Одним из основных сложных моментов для фотографирования всегда была его множественная и неравномерная освещенность — весь этот упорядоченный хаос из светлых пятен и теней. Ведь каждый «кубик» в общей мозаике имеет собственную освещенность, не совпадающую с некой средней. Наша задача — найти тот компромисс, который позволит выявить все выигрышные стороны картинки. Именно выигрышные или желаемые, но никак не все, ибо это просто невозможно. Последний фокус в фотографии — склеивание в компьютере отдельных кусочков пейзажа, снятых в оптимальном для них режиме!

Поэтому первый номер в программе экспозиции — забудьте об автофокусе! И относитесь творчески к каждому ландшафту. Вариант идеальный — использование профессионального экспонометра, которым промеряют точечно освещенность каждого важного для сохранения в истории участка пейзажа! После этого определяется оптимальный режим, сообразно задачам съемки, для целого блока и выстраивается кадр. Как видим, даже в этом случае отдельные кубики мозаики будут экспонироваться не в оптимальном, а близком к нему режиме. Но при этом заранее нужно иметь основную задачу, которую нужно решить, — выделение одного центра, двух, высветление или притемнение каких-либо частей кадра.

«Автомат» же вообще может показать общую освещенность, учитывая яркость неба. Или просто выдать экспозицию «по небу», и весь ландшафт будет недоэскпонирован, а кадр уйдет в «брак». Если это полянка перед дачей, то ее можно переснять и завтра. А вот если съемка проводится на другом конце света, то горе будет неподдельным...


Фото 12. Голландский форт Галле. Цейлон



22. Глубина резкости
Давняя мечта всех фотографов — чтобы в создаваемом кадре все было резкое! В свое время это воплотилось в появлением «Клуба-64», — настолько они закрывали диафрагму своих аппаратов.

В подходе к резкости изображения в пейзаже есть два полярных мнения. Первые считают, что все (!) изображаемые предметы в кадре должны быть резкими. Другие — что необходимо резкостью выделять часть ландшафта (более приближенную или более удаленную от наблюдателя), управляя таким образом взорам зрителя. У первых есть резонный довод — что потребитель должен получить многофункциональную картинку, в которой все планы должны быть резкими. А уж он-то потом разберется, что ему нужно.

Опыт показывает, что использование результата съемки облегчается при возможно большей резкости всей площади кадра, охвата большего угла зрения на «пленэре» и увеличения размера негатива или слайда, при котором можно использовать лишь его часть. То есть прагматизм и здесь побеждает романтику и индивидуальное творчество.

В целом при наличии крупно- или среднеформатной камеры, стоящей на штативе, и широкоугольного объектива с максимально закрытой диафрагмой и длинной выдержкой, мы можем добиться вполне приемлемой съемки, с резкими кадрами на выходе. Можно добавить, что настоящие любители знакомы также с понятием «гиперфокального расстояния» и успешно им пользуются.


Фото 13. Прибой на Цейлоне



23. Лови момент
В дикой природе все меняется очень быстро и динамично. На солнце набежали тучи, стайка птиц или антилоп упорхнула прочь, оставив нам возможность любоваться «мертвой» природой и т.д. Поэтому для любителей подмечать интересное огромное значение имеет избрание Момента. Вот Момент был, а вот его уже нет.

Особенно он важен при съемке динамично и перманентно меняющейся среды — небо с облаками, море с волнами, прибой, пастбища антилоп или птиц. Прибой взметает воду и пену на огромную высоту — лови момент. По небу плывут облака, причудливо изгибаясь и изменяясь, — лови момент. Стада антилоп кочуют по бескрайним саваннам, показывая нам свои бочки или хвосты, — лови момент. На поляне флиртуют и танцуют журавли — лови момент, или придется снимать пустую поляну...

Да, здесь уже не до созерцания, это уже почти репортаж, но мы же говорили выше, что пейзаж бесконечен. Потому и прекрасен...

24. Симметрия?
Как ни совершенны формы, «поверенные алгеброй», глазу нашему они не нравятся. Не любит он рафинированной строгости. Поэтому и в кадре желательно избегать симметрии. Если объект одинок, лучше, если он будет расположен несколько сбоку от центра кадра, если их двое, то кто-то из них должен быть больше. Лучший же вариант, когда объектов — нечетное число, а идеально — три. Если же объект «стоит» в центре и никуда его не деть, то в кадр можно ввести «оживляж» — что-либо постороннее, сбоку, нарушив таким образом строгость и официоз композиции.


Фото 14. Туманы над ледником. Кавказ



25. Влияние на пейзаж
Подобно тому, как при макросъемке мы убираем из кадра лишние травинки, так и при пейзажной съемке мы можем творчески влиять на пейзаж. Я никогда не считал, что пейзаж, расстилающийся передо мною, дан мне Богом — вечный и неизменный. Совсем нет. Он живой, изменчивый и постоянно трансформируется. Почему же я сам не могу его изменить, если есть идеи. Например. Сухая коряга на берегу смотрится очень эффектно. Но вот, если ее передвинуть левее или правее (а сверху еще посадить девицу), то, возможно, будет еще лучше! Дерзайте, ребята!

26. Композиция
Подобно тому, как художник из кубиков и фруктов составляет свой натюрморт, фотограф должен уметь компоновать свой пейзаж. Для этого иногда достаточно лишь сдвинуть камеру чуть в сторону, чтобы добиться совершенно неожиданного эффекта, высветив новые объекты. К тому же существуют некие законы перспективы и композиции, построенные на особенностях поведения взгляда, который движется по полотну слева направо, останавливаясь перед краем.(Фото 11.)

• Нужно «нагружать» образами и объектами именно правую часть кадра, оставляя левую более «облегченной».
• Линия горизонта не должна проходить через центр.
• Идеальное соотношение пропорций неба и ландшафта — 1:2. Если небо занимает более двух третей, это должно быть функционально оправданным, на нем должны размещаться важные события — восходы, многоярусные облака, кроны деревьев, птицы и т.д.
• Вертикально стоящее дерево нельзя располагать строго по центру, а лучше посреди одной из половинок. Этим мы даем ему больше возможностей для «жизни» — воздух и движение.
• Такой же воздух должен иметь перед собою движущийся объект — животное, машина.
• Центр кадра должен быть светлее, чем его периферия.
• Светлые и яркие по цвету объекты привлекают повышенное внимание, кажутся больше и значительнее, поэтому они должны быть опорными точками на полотне.
• Планы в кадре не должны быть слишком мелкими — глаз отказывается их рассматривать.

27. Графичность и ритм
В любом ландшафте всегда есть последовательность, периодичность и чередование неких ритмичных элементов. Их только нужно найти и подметить. А может быть, на этом построить свою конструкцию и заключить ее в границы кадра. Тогда пейзаж приобретает законченность, графичность и гармонию. А это уже застывшая музыка, значит, мы достигли своей цели и кадр поет свою, только ему свойственную песню...

28. Художественность линий и образов
О том, что в пейзаже существует свой ритм, уже сказано, но там еще есть и своя мелодия, создаваемая складывающимися в рисунки и линии частями изображений или цветовыми пятнами. Это могут быть осмысленные рисунки типа «петли», «овала», «круга», «загогулины», «змейки», «спирали», «сферы». Причем взгляд, попав в эту ловушку, поневоле кружится по этим линиям и формам, натыкаясь в конце своего пути на наши «сюрпризы» — некие значимые точки, объекты. Или эти цветовые пятна могут воплощаться в некий абстрактный рисунок. Но в любом случае нужно учиться видеть это. Подмечать и усиливать его значение. Ибо это позволяет пейзажу звучать как самостоятельное художественное (и музыкальное) произведение, своей малостью доказывающее бесконечность и многогранность мира, нас окружающего... Такой линией может быть горизонт, граница поля или леса, дорога. А поскольку известно, что все дороги ведут к храму, остается найти храм, и вот — готово Произведение.

29. Красивое — некрасивое (вместо заключения)
Любой читатель, истомившийся к концу статьи, может воскликнуть — ну так как все-таки «поймать» свой ценный кадр, как определить, что перед нами именно шедевр и нужно быстрее нажимать «спуск»? А вот здесь уже пора бубнить о «божественном провидении», «осенении», «особом видении» и т.д. Вообще-то в душе все мы художники и, в меру своего воспитания, образованности, наития, понимаем, что в природе есть красивое, а что — не очень. Для этого существуют музеи мира, история живописи и длинные ряды художников, за которыми стоят еще более длинные ряды их полотен. Возможно, изучение этого пласта жизни и приведет вас, дорогой читатель, в стан Истинных Любителей Пейзажа. Нужно только не лениться и искать Красоту вокруг себя (и в себе)...

2004 © Василий Климов, фотографии автора
Статья опубликована в журнале Фототехника & Видеокамеры (Потребитель) №7 2004г.

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ