ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ


Интересно наблюдать, как растения по-разному отражаются на инфракрасной фотографии: освещенные солнцем части глицинии на переднем плане и ее части в тени отражаются светлее, пальмы справа и кипарисы слева на кадре мало изменились. Инфракрасный эффект зависит от вида растения и от инфракрасного излучения, которое меняется с погодой, временем дня и года.
Вилла Ханбэри, Италия. NIKON F3HP f/11, T= 1/30 сек., снимок без штатива.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И ХИТРОСТИ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ROLLEI INFRARED





Жерардо БОНОМО, "Tutti Fotografi"

Фотопленка ROLLEI INFRA весьма инновационна: в отличие от других инфракрасных фотопленок, ей не обязательна полная темнота при зарядке в фотоаппарат. Кроме того, без применения классического инфракрасного фильтра, она себя ведет, как обыкновенная панхроматическая пленка.

В январском выпуске Тутти Фотографи - Италия мы в впервые встретили эту пленку с новейшей инфракрасной эмульсией ROLLEI. Уже тогда мы заметили очень широкий спектр ее применения. Поэтому, учитывая благоприятный сезон, а именно возобновление движения хлорофилла по листьям, мы решили испытать эту пленку в различных ситуациях.

В целом у ROLLEI INFRA две особенности: несмотря на то, что она является эффективной инфракрасной пленкой, её зарядка в фотоаппарат возможна при приглушенном свете, а не в полной темноте, которую требуют обычные фотопленки. Это огромное преимущество, не только потому, что не надо с собой носить черный мешочек для замены пленки, но, и потому, что теперь стало возможно применение разных панорамных и среднеформатных фотоаппаратов без затруднений при зарядке пленкой.

Второе большое преимущество этой пленки по сравнению с обычными пленками состоит в том, что она ведет себя, как самая обыкновенная панхроматическая пленка, если не использовать классический инфракрасный фильтр. Это значит, что можно на одной и той же пленке чередовать инфракрасные и обычные съёмки. Для получения настоящего инфракрасного эффекта требуются подходящие объекты и метеорологические условия. Это означает, что благодаря возможности перемены инфракрасных и панхроматических снимков на одной и той же пленке достигается широкая вариация возможностей.


Роллей-флекс 2,8 (ROLLEIFLEX 2,8F)
с собственным прикрепленным инфракрасным фильтром.

Снимки были сделаны фотоаппаратом NIKON F3HP с объективом AIS f2,8/28 мм. Фотографируемые объекты в видоискателе с инфракрасным фильтром (Heliopan 715 инфракрасный) отличаются только при ярком освещении. В некоторых случаях мы предпочитали пользоваться штативом, предварительным подъемом зеркала и пусковым тросиком или самоспускающим устройством фотоаппарата. Для длинных выдержек мы использовали штатив фирмы GITZO G 1155T с шариковой головкой этой же фирмы.

Инфракрасные лучи
Инфракрасные лучи невооруженному глазу не видны и не отражаются на обычных панхроматических пленках; они ограничиваются спектром от 700 до 900 нм и больше. Инфракрасные съёмки применяют в науке, а также открывают новые горизонты в черно-белой фотографии. Речь идет об эффектах, которые можно стимулировать, используя при съёмке фильтры и локальным добавлением света или накрытием мест во время распечатки: черное небо, ярко выделенные облака, исчезание серости и плоскостей, которые часто встречаются на ландшафтных сьёмках из-за атмосферной пыли.

Кроме того, черно-белая инфракрасная фотография изменяет равновесие в изображении тонов и передает впечатляющие эффекты: листья и растения изображаются белыми тонами, а вода кажется совсем черной. В зависимости от использованного материала ярко освещенные места приглушаются эффектом ауры (диффузный свет, ореольный эффект). ROLLEI Infra способствует образованию типичного «ореольного эффекта», который обычно достигается только пленками без противоореольного слоя, путем передержки на одну или две степени, в зависимости от инфракрасного излучения или его излучения фотообъектом.

Зарядка при приглушенном освещении.
ROLLEI Infra является супер-панхроматической пленкой, поэтому её чувствительность к свету выше, чем у обычных панхроматических фильмов. Это свойство является причиной того, что пленку можно заряжать не при полной темноте, но и не при ярком солнце. Из любопытства мы попробовали заряжать пленку в палатке с тремя открытыми сторонами при ярком солнце: в результате первая часть пленки была до кадра «0» затуманена, а все сделанные нами фото не пострадали. Поэтому мы советуем заряжать и вынимать пленку не только в тени собственного тела, а в защищенном от солнца месте. Так же мы транспортировали несколько пленок ROLLEI-MACO в самолете и прошли с ними контроль в аэропорту; эти пленки не пострадали, хотя они и не находились в специальных емкостях.

Экстремальная ситуация: мы вынули пленку при ярком солнце в пустыне Вади-Рум в Иордании из фотоаппарата. При этом мы создали тень своим телом. В результате образовался „световой всполох“ на первых двух кадрах, частично только на перфорации. Но все-таки, вставлять и вынимать пленку лучше в более темных условиях. Первый снимок стоит повторить один или два раза.

Свойства пленки ROLLEI Infra (РОЛЛЕЙ ИНФРА)
ROLLEI Infra отличается широким спектром чувствительности. Носителем является полиэстер с большой стойкостью к разрыванию и к лому. Производитель считает, что пленка на 500 лет архивно-стойкая. Зерно очень нежное и благодаря 160 линиям на 1 мм у фотографий величайшая разрешающая способность.

На поле
Для теста мы пользовались NIKON F3HP с 28 мм AIS объективом. NIKON F3HP работает исключительно в точечной функции «спот» и выданные указания для выдержки подошли. Мы зарядили пленку при необходимых условиях в камеру и начали работу без фильтра при номинальной чувствительности, т.е. при 400 ISO. Потом поставили обыкновенные фильтры для черно-белой фотографии - жёлтый, оранжевый, красный и зеленый- изображение было таким же, как и у обычной панхроматической пленки. Фотографии, которые мы публикуем, доказывают, что наилучшее разделение неба и облаков, наилучший черный свет голубого неба (инфракрасная пленка передает голубой цвет черным) и наилучшее прохождение через атмосферный дым достигается при использовании черного инфракрасного фильтра.

На последующих снимках можно увидеть, как меняются яркое небо и облака при использовании разных цветовых фильтров; отличается способность фильтров проникнуть через атмосферную дымку.

Сравнительный снимок
T=1/500сек. f/11
Желтый фильтр, слабое
усиление видимости облаков.
Т=1/500сек. f/11.
Оранжевый фильтр,
облака видны лучше.
Т=1/125 сек. f/11.
Красный фильтр KENKO, верхняя часть неба становится темнее. Т=1/60 сек. f/11.
Красный фильтр Heliopan (645), практически идентичен с красным фильтром KENKO. Т=1/60 f/11.
Черный фильтр Heliopan (715), растения светлые, верхняя часть неба темная, дома хорошо различаются. Т=1/8 сек. f/11.
Черный фильтр Cokin, результат похож на изображение черного фильтра Heliopan 715. Т=1/8 сек. f/11. Т=1/60 сек. f/11.
Красный фильтр Infrarex (RG1), результат похож на изображение предыдущих двух фильтров. Т=1/8 сек. f/11.
Темно-красный фильтр Infrarex (RG2), результат сравним с тремя последними инфракрасными фильтрами. Т=1/8 сек. f/11.

Очевидно, что вместе с ROLLEI Infra следует использовать черный инфракрасный фильтр. У других классических инфракрасных фотопленок, как, например, Kodak Infrared, использование темнокрасного фильтра достаточно, чтобы появился классический инфракрасный эффект.

Чтобы узнать, является ли черный фильтр инфракрасным, достаточно его прикрепить к цифровому фотоаппарату, настроить его баланс белого на солнечный свет: если окраска фотографии меняется к фиолетовой, можно считать, что фильтр годится для инфракрасной фотографии.

Infrarex (инфрарекс) фильтр и другие
Мы пользовались моментом и так же испытывали новую серию фильтров Infrarex (инфрарекс), которые выпускаются под названиями Red (RG1)/ красный/ Dark Red (RG2)/темно-красный/ и Black(RG3)/черный/.

Уже при использовании фильтра RG1(красный) мы получили хороший инфракрасный резонанс, также и с фильтром Dark Red (RG2)/темнокрасный/. При использовании черного фильтра (RG3) никакой результат не получили: фильтр пропускает тот спектр лучей, к которому пленка не чувствительна: отснятые кадры оказались совсем пустыми! Infrarex (инфрарекс) Black(RG3)/черный/ можно использовать с цифровыми фотоаппаратами.

Инфракрасный фильтр:
лучше квадратный


Используется один и тот же фильтр для ч/б и для цветных инфракрасных фильмов: он почти полностью блокирует видимые световые лучи и пропускает инфракрасные лучи. В народе его зовут „черным фильтром“. Его задача состоит в блокировке пути видимых лучей к пленке или к cенcору при цифровом снимке. Предлагаются фильтры разных производителей; чаще всего используют фильтры 88А и 89В. Мы использовали фильтры Cokin Р007, черный фильтр HELIOPAN RG715 и новую серию фильтров InfraRex в трех градациях: оптимально себя вели красный (RG1) и темнокрасный (RG2) фильтры. Черный фильтр (RG3) нельзя использовать для инфракрасных снимков, но он хорошо работает с очень чувствительными к инфракрасным лучам цифровыми фотоаппаратами.

Мы рекомендуем квадратные фильтры: их можно держать пальцами и после настройки резкости держать перед объективом. Кроме того, их можно использовать с множеством объективов разного диаметра, до 72мм. Для этих фильтров так же предлагаются держатели. Но мы заметили, что между держателем и объективом проходит свет, вызывая светлые пятна, особенно на темном небе. Пятна образуются из-за пыли на обратной стороне фильтра. Мы рекомендуем при использовании держателя для фильтра закрывать пространство между фильтром и объективом черной лентой.

Мы также использовали фильтр IR P007 фирмы Cokin и Heliopan RG715: результаты похожи. Мы работали при диафрагме f/11 и выдержке от 1/30 до 1/15 сек. Фото при выдержке1/30 сек. получились хорошо читаемы в светлых местах и были совсем закрыты в тенях, детали проявились при выдержке 1/15 сек.

Вообще мы рекомендуем снимать один кадр с данными экспонометра камеры и второй на одну степень выдержки больше.

Cнимок на NIKON Coolpix 8400
Снимок на NIKON F3HP, негатив
Снимок на NIKON F3HP, позитив Снимок на NIKON Coolpix 8400, переведённый в ч/б
Снимок без фильтра и без изменений, Т=1/100 сек. f/11.
Желтый фильтр HOYA YKT 2, T=1/500 сек. f/11.
Оранжевый фильтр HOYA G, T=1/250 сек. f/11.
Красный фильтр KENKO. Т=1/125 сек. f/11.
Красный фильтр Heliopan (645). Т=1/125 сек. f/11.
Черный фильтр Heliopan (715). Т=1/15 сек. f/11.
Черный фильтр Cokin Р007. Т=1/30 сек. f/11.
Красный фильтр (RG1) InfraRex Т=1/15 сек. f/11.
InfraRex темно-красный фильтр (RG2). Т=1/8 сек. f/11.
Черный фильтр InfraRex (RG3). Т=2 сек. f/11.
Фильтр пропускает лучи длинной более 800нм, к которым фотопленка уже не чувствительна. Но NIKON Coolpix 8400 смогла еще запечатлеть снимок.



Настройка резкости
При инфракрасных фильмах резкость настраивают обычным способом вручную или автоматически. Однако стоит уточнять расстояние с помощью красной отметки для инфракрасной фотографии на объективе.

Мы снимали далеко находящиеся объекты с настройкой «бесконечно», но даже после того, как мы исправили настройку с помощью отметки для инфракрасной фотографии на объективе, мы не заметили существенной разницы.

Напомним, на всякий случай, что следует исправлять расстояние только при совместной работе ROLLEI Infra с черным инфракрасным фильтром; при работе без фильтров или с нормальными ч/б фильтрами расстояние настраивается традиционно.

Юбилейная фотокамера
Если мы говорим о фильме ROLLEI, почему бы не использовать красивую Rolleiflex? Верно, не хватает возможности измерения освещенности через объектив (TTL), но ручной экспонометр поможет; при использовании инфракрасного фильтра настроят с 25 до 50 ISO, вместо 400 ISO для снимков без инфракрасного фильтра.

Использование Rolleiflex – это не шутка; как у любой двуглазой камеры черный фильтр надевается на снимающий объектив, в то время, как второй остаётся для настройки свободным. Тот, кто уже пробовал поставить черный фильтр на зеркальный фотоаппарат, знает, что очень тяжело что-либо увидеть в видоискателе. Поэтому камеры с видоискателем имеют преимущество перед зеркальным фотоаппаратом, так как второй объектив позволяет настроить камеру на объект без инфракрасного фильтра.

Второе преимущество Rolleiflex (мы имеем ввиду современные модели) состоит в простой зарядке пленки по сравнению с другими среднеформатными камерами. Возвращаясь к зеркальным фотоаппаратам, легче использовать камеру с автоматической программой настройки выдержки, или хотя бы автоматизированную настройку выдержки при заданной диафрагме; при одетом черном фильтре стрелка на видоискателе не видна.

Настраиваемая чувствительность для разных фильтров:

фильтр (*)

настройка чувствительности (**):

желтый (#8)

ISO 320 до 200

темно- желтый(#15)

ISO 200

желто-зеленый(#11)

ISO 200 до 100

оранжевый(#21)

ISO 200 до 100

красный(#25)

ISO 100 до 50

красный(#29)

ISO 25

RG 645

ISO 25

RG 665

ISO 25

RG 695(#89B)

ISO 25

RG 715(#88A)

ISO 25

RG 780(#87C)

не рекомендуется

(*) в скобках название фильтра KODAK-WRATTEN

Черный фильтр Infrarex Т=2 сек. f/11.
На фотопленке нет информации.

(**) для фотопленки ISO 400

Длинная выдержка является единственным риском; поэтому очень важно крепко держать аппарат или использовать штатив.

Повышается ценность панорамных аппаратов, которые очень тяжело в темноте заряжать. Камеры, которые имеют счетную систему перемотки пленки, могут освещать часть пленки вуалью. Это относится только к традиционным фильмам с инфракрасной чувсвительностью; достаточно отснять одну пленку на проверку. Ни один аппарат NIKON не освещает пленку ROLLEI IR.

Проявление
ROLLEI Infra необходимо класть в бачок для проявления при полной темноте, а обмен жидкостей можно, в отличие от других инфракрасных пленок, провести так же, как у нормальных панхроматических фильмов.

Перед проявлением стоит промыть пленку. Предварительный промыв продолжают, пока сливная вода, которая сначала имеет черно-синий оттенок, характерный для промыва чернил из ручки, не станет прозрачной.

Для проявления мы взяли ROLLEI High Speed (MACO LP-Supergrain) в растворе 1+12, выдержка 8,5 мин. с постоянным перемешиванием в течение первой минуты и далее с 30сек-тактом.

ROLLEI Infrared можно проявлять во всех в продаже имеющихся проявителях или проработать с химией от ROLLEI. Все равно, есть ли в растворах проявителей Low Speed (соответствует MACO Cube XS, проявитель с наивысшей разрешающей способностью), или в High Speed (соответствует MACO LP-Supergrain, отвечает за мелкую зернистость, уравновешенный проявитель), Low Contrast (соответствует MACO Docufi ne LC, мягко работающий проявитель) и High Contrast (соответствует MACO Docufi ne HC, проявитель с относительно высоким контрастом).

Проявление плёнки ROLLEI-INFRARED:

ROLLEI-INFRARED 400 ISO не имеет противоореольного слоя, вернее, он входит в состав эмульсии, поэтому рекомендуется 30-секундный промыв водопроводной водой.

Раствор и срок проявления при 20 °C:

проявитель:

RHS
RHS
RLS
RHC
RLC
D76

раствор:

1+7
1+12
1+4*
1+9
1+4
раб.раств.

время проявления (мин):

6
8:30
18
--
8
6

* при 24°C

Последующая переработка, стоп-промыв, фиксаж и промыв, так же, как и у обыкновенных ч/б фотопленок.

Химия РОЛЛЕЙ: два проявителя Low- и High-Speed, стоп-промыв Short- Stop, фиксаж и смачиватель.

Мы рекомендуем проявитель:
• High Speed для всех применений и для желаемого сокращения до двух степеней,
• проявитель High Contrast для драматической атмосферы во время съёмки,
• проявитель Low Speed, если требуются сильные увеличения, макро- и архитектурные съёмки,
• проявитель Low Contrast, если нужно максимальное изображение тонов при высоком контрасте во время съёмки.

Что лучше, пленка или сенсор?
В конце концов все сводится к одному вопросу: использовать химическую или цифровую технологию в зависимости от желаемой или предпочитаемой съёмки.

Цифровая технология менее ценна по разрешающей способности и по изображению: распечатка на традиционную баитную фотобумагу более ценна, чем распечатка на чернильном принтере или на цветохимическую бумагу.

Распечатка настоящей ч/б фотографии и по сей день является вызовом для человека и техники, что придает ей свое особое очарование. Конозуке Матзушита (Konosuke Matsushita) сказал: «не может быть удовлетворения, если больше нет препятствий, которые надо преодолевать». Матзушита, именно он, основатель фирмы Panasonic.

Мы благодарим фотолабораторию Донато Навоне в Милане, которая проявила фотографии.

2006 © Жерардо Бономо - Милан, Италия (текст, фотографии)
2006 © Ян Лоренц, MACO PHOTO Products, Гамбург, Германия (перевод на русский язык)
Авторские права принадлежат Эдитрисе Прогрессо. | Статья опубликована в июньском выпуске
журнала „Тутти Фотографии“, 2006г. | В Фотожурнале ХЭ публикуется с сокращениями. |
Разрешение на перепечатку получено от Анны Светлаковой, исполнительного директора
ООО "Фотофрейм" (продажа продукции Rollei и MACO в России)


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Прочитать статьи ХЭ:
Про инфракрасную фотосъёмку на чёрно-белую инфракрасную фотоплёнку >>>
Про инфракрасную фотосъёмку на специальную цветную фотоплёнку >>>
Про инфракрасную цифровую фотосъёмку с инфракрасным светофильтром >>>
Про инфракрасную съёмку на цифровую фотокамеру с использованием самодельного светофильтра >>>
Про ультрафиолетовую цифровую фотосъёмку с использованием специального светофильтра >>>
Про цифровую съёмку в комбинированном УФ/ИК диапазоне без специального светофильтра >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ