ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



УПРОЩЕНИЕ





Petteri SULONEN, Хельсинки



Спасибо Чаку Гарднеру за предложенный иной подход к этим урокам.

Тема сегодняшнего урока — "упрощение". По моему мнению, это наиболее фундаментальное "правило" композиции, и хорошей фотографии в целом. Я не выбрал его для своего первого урока, однако: для того, чтобы упрощать успешно, вам нужна некоторая опора для упрощения: простая фокусировка на детали сцены, забывая об остальной композиции, обычно не работает. Правило Третей является подобной опорой. Упрощение заключается в нахождении характерного предмета в будущей картине, удалении отвлекающих деталей, и помещении его в контекст. Решите, что в картине должно стать смысловым центром, и стройте картину вокруг него, удаляя или подавляя всё, что может оттянуть на себя внимание от этого центра..

Притягивающие взор
Думая об упрощении и выборе главных объектов или фокуса интереса, может быть полезно знать некоторые особенности, с которыми мы воспринимаем и "замечаем" вещи. Любой из следующих объектов обычно притягивает взор, и подходит в качестве фокуса для упрощения, я расположу их примерно в порядке убывания их силы:

Глаза
Лица
Человеки в целом
Животные
Светлые объекты на тёмном фоне
Тёмные объекты на светлом фоне
Объекты тёплой окраски на фоне холодной окраски или обесцвеченном
Объекты с высоким контрастом

Под "силой" я подразумеваю, что в случае конкуренции более "сильный" привлекающий фактор будет иметь приоритет над более слабым. Их можно комбинировать для большего эффекта. Например, в фотографии группы людей, одетых в серое и глядящих в сторону, один индивидуал в яркой или белой одежде и глядящий в камеру будет выделяться. Найдите интересный способ разместить его в кадре, и вы можете получить отличную картину!

Способы и ловушки
Есть достаточно много практических способов упростить картину, если вы знаете, что делаете. Вы можете:

Увеличить зум (подойти ближе), чтобы убрать отвлекающие детали из кадра
Уменьшить зум (отойти дальше), чтобы отвлекающие детали слились в текстуру и выступила бы структура большой сцены
Панорамировать
Отойти влево или вправо, стать на колени, лечь, взобраться на объект, поднять камеру над головой, чтобы убрать отвлекающие объекты
Использовать открытую диафрагму для маленькой глубины резкости, для размытия отвлекающего фона (к сожалению, это не очень хорошо получается с цифровыми мыльницами)

Чего следует избегать:

Срастаний — когда объект из заднего плана срастается вашим объектом съёмки, например, дерево, "растущее" из головы.
Конкурирующие фокусы внимания — например, два человека смотрят в камеру, но расположеы так, что не образуют пары (единого композиционного элемента)
Хаотичные фоны — фоны с большим количеством деталей и высоким контрастом поглощают ваш объект съёмки ("зум назад" или маленькая глубина резкости помогают здесь особенно хорошо)
Отсечения — половинки людей или объектов обычно не получаются хорошо. Если вам нужно включить в картину только часть персоны, пытайтесь не отрезать по суставам — например, отрезать по половине бедра гораздо лучше, чем по колену.

Множество способов упрощения
Для иллюстрации принципа упрощения я использую некоторые фото, которые я сделал в Тире. В городе есть два больших района с руинами и раскопками, один рядом с древним портом, и другой вдали от берега. Оба места абсолютно замечательные — но совсем не очевидные для фотографирования, из-за наличия там огромного количества всяческих вещей. Там есть множество идей для упрощения. Некоторые примеры:

Самое простое это выбрать деталь из сцены и построить картину вокруг неё:

или

Другой способ — найти область или объект, которые менее захламлены или представляют интересные формы или узоры, и скомпоновать картину вокруг этой области:

Еще один способ является обратным выделению детали — используйте широкоугольный объектив, чтобы переместиться назад, так что хаотические детали исчезают и появляется "большая картина":

или... (это не из Тира):

Домашнее задание
1. Выберите одну из фотографий, сделанных вами недавно. Изучите её, и попытайтесь вспомнить сцену. Продемонстрируйте фото в том виде, в каком оно было снято, и:
а) Скадрируйте его по-другому, базируясь на принципе упрощения (и, если хочется, на других "правилах" композиции). Объясните, почему вы скадрировали его так. Не переживайте насчёт потери пикселей или технического качества: вырезайте столько, сколько нужно для композиционных целей.
б) Опишите другой способ, которым вы могли бы скомпоновать и снять картину с первого раза.
2. Сделайте снимок, используя принцип упрощения. Продемонстрируйте его, и объясните
а) почему вы выбрали именно этот способ упрощения, и
б) что вы сделали, чтобы упрощение сработало.

2004 © Petteri Sulonen (текст, фото)
2006 © www.x3photo.ru (перевод на русский язык)

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ