ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
Олег БЕЗРУЧКОРечь в статье пойдет о съемке натюрмортов, а точнее об одной из множества техник их съемки. Данная статья не предназначена для профессионалов, так как автор ее – любитель. Поэтому, если Вы относите себя к первым, не тратьте время попусту, лучше снимите свой очередной шедевр. Если Вы начинающий, то возможно найдете для себя что-то полезное.
Чем, на мой взгляд, жанр натюрморт привлекателен для начинающего фотографа, так это доступностью. По большому счету Вам не нужно дорогостоящее осветительное оборудование, не нужна даже цифровая зеркалка, по крайней мере, на первое время. Ну а когда мир начнет рукоплескать Вашим работам и они начнут продаваться, как горячие пирожки, тогда Вы сможете себе позволить и зеркалку и моноблоки с софтбоксами.
Рабочее место. Самый простой предметный стол для съемки натюрмортов выглядит примерно так.
К заднику очень удобно крепить фон с помощью больших канцелярских прищепок – «бульдогов». В зависимости от сюжета Вашего натюрморта, фон может быть матерчатый, бумажный или сам задник, если он, к примеру, фанерный, может использоваться, как фон.
Рисунок 1.
В качестве источника света я в своих работах применяю старый проектор для слайдов. Вместо слайда, для сужения светового пучка, вставляется кусочек фольги с небольшим, порядка 3-5 мм. в диаметре, отверстием. Отражателем работает пакет из-под сока, покрытый с внутренней стороны чудесной матовой фольгой. Экспериментируя с различными отражателями можно добиться, как более мягкого или жесткого, так и более холодного или теплого света. Экспериментируйте! Выдержка подбирается по ходу съемки. Я обычно устанавливаю 15 сек. при ISO 50. Диафрагма выбирается в зависимости от сюжета и требуемой глубины резкости. Не забудьте про установку ББ!
И так, приступаем к съемке. Аппарат на штатив, таймер включить, фокус на главное! Берем в руки отражатель №1. (Рис.1). Он будет выполнять роль рисующего источника света, передвигаясь и поворачиваясь с нашей помощью в световом пучке основного источника и отбрасывая отраженный свет на сцену. Этакий световой валик?. Отражатель №2 борется с тенями, отбрасывая свет, пришедший от его коллеги под №1, в зону скопления теней. В соответствии со своей задумкой разные участки сцены вы высвечиваете с разной продолжительностью, делая световые акценты в нужных местах. Количество света и его направленность можно регулировать с помощью размера отражателя. Вот, собственно говоря, и все.
Рисунок 2.
Изменяем для нового слоя режим смешивания с Nоrmal на Soft Light. Заметили изменения? Картинка стала контрастнее и насыщеннее. Может даже чересчур. Поэтому двинем немного влево ползунки Opacity и Fill для этого слоя, процентов до семидесяти (рис.3). Строгих правил здесь нет, зато у каждого есть глаза и голова, вот им и доверьтесь при выборе тех или иных параметров. Объединим эти слои с помощью команды Flatten Image из меню Layer.
Рисунок 3.
После объединения опять продублируем полученный слой. В данном случае я решил слегка приглушить краски, поэтому сейчас мы это и проделаем. Теперь нам нужно обесцветить дубль основного слоя. Это можно сделать различными способами. Я предпочитаю инструмент Channel Mixer. Внешний видимый слой обесцветился. Поскольку мы собирались только слегка приглушить цвета, опять беремся за движки Fill и Opacity. Сдвигаем их влево по своему усмотрению (рис.4).
Рисунок 4.
Дальше, постараемся с помощью смешивания слоев придать нашей картине некую графичность. Чтобы у зрителя закралось сомнение в том, что это фотография. Зачем это нам надо? А просто так захотелось! Лезем в наши закрома. Помнится, летом я снимал кучу сена, чем вызвал удивление и смешки соседей по даче. Ничего, я не обидчивый. Простим им их неведение. А вот и сено (рис.5)
Рисунок 5.
Открываем файл с текстурой в ФШ. Делаем Ctrl+A – выделить все, Ctrl+C – копировать. Закрываем файл с текстурой без сохранения и с помощью Ctrl+V вставляем текстуру в виде отдельного слоя в нашу работу. Меняем режим смешивания для слоя с текстурой с Normal на Soft Light и, уже отточенным ранее, уверенным движением гоним движки Fill и Opacity влево до полного удовлетворения своих эстетических вожделений. Результат на рис.6
Рисунок 6.
Однако если фон стал выглядеть лучше, то фрукты и кувшин немного пострадали от такого обращения. С другой стороны совсем удалять текстуру с фруктов и кувшина не хотелось бы, так как, на мой взгляд, это изменит общее настроение работы. Естественно, что у Вас может быть другое мнение на этот счет. Вооружаемся ластиком достаточно внушительного размера с мягкими краями (Hardness =0). Устанавливаем для ластика Opacity = 50, Flow=80. Эти параметры я подобрал экспериментально для обработки горшочка. Для фруктов и основания их значения, наверное, будут другими. Посмотрим.
Рисунок 7.
С помощью лупы увеличиваем текущую зону для работы ластика и проходимся им по горшку (рис.7). Аналогичным образом поступаем и с фруктами. Однако результат мне не понравился. В итоге фрукты были протерты ластиком с параметрами Opacity = 100, Flow=100. Следующий пункт нашей программы – основа, то есть стол. Opacity = 50, Flow=50, ластик к бою! Результат перед вами (рис.8)
Рисунок 8.
Объединяем все слои в один командой Layer – Flatten Image. Пожалуй, все. Сохраняем полученный файл в JPG для последующей печати и водружения на стену, а сами продолжаем. Работать. Вы что, собрались уходить? А опубликовать наш «шыдэвр» на любимом сайте? А ведь его для этого нужно правильно сжать исходный файл. Опишу в двух словах метод сжатия, которым пользуюсь я. Это не мое изобретение, я встречал его описание в нескольких источниках. Замечу, что в других источниках этот метод наоборот не рекомендуется, а рекомендуется использовать стандартную функцию редактора Save for Web. Попробуйте все и решите, что Вам больше нравится.
Суть метода заключается в последовательном уменьшении размера файла с попутным применением фильтра Unsharp Mask. Параметры фильтра устанавливаются достаточно мягкими (рис.9). Ибо практика показывает, что лучше 3 раза применить Unsharp Mask с Radius=0.2, чем один раз с Radius=0.6.
Рисунок 9.
Итак. Применяем указанный фильтр, затем уменьшаем размер картинки примерно на 20% от текущего, затем опять фильтр. Размер картинки уменьшаем, вызывая окно Image Size и установив флажки, как показано на рис. 10. При таких установках достаточно изменить только один (вертикальный или горизонтальный) размер, второй изменится пропорционально.
Рисунок 10.
Так действуем до тех пор, пока размер файла не станет пригодным для публикации в Интернете. При сохранении следим за размером в килобайтах и в случае необходимости регулируем его с помощью движка качества.
Рисунок 11.
Вот теперь все! Удачи!
2006 © Олег Безручко. Статья переработана и дополнена в 2007г
Что ещё можно сделать:
------------------------------------------------------------------------------------------------> |
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|