ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



ТЕЛЕФОТО - ДЛЯ ТРУСОВ





Petteri SULONEN, Хельсинки

У меня есть несколько "любимых мозолей" на DPReview и других фотофорумах. Одна из них — вопрос "Какой телеобъектив лучше для съёмок скрытой камерой?". Его часто задают, и так же часто на него отвечают..

Обычно ответы выглядят как что-то вроде "135/2 L" или "70-200/2.8 IS L" или даже (простигосподи) "100-400 IS L". Ещё хуже то, что объективы любительских универсальных камер становятся все "длиннее" и "длиннее", не говоря уже о 33-кратном зуме на видеокамерах. Сейчас я в целом нахожусь при мнении, что в фотографии нет запретов — используйте всё, что может вам помочь. Однако, существуют некоторые пределы, и вот один из них. На самом деле, настоящие фотографы не снимают скрытой камерой с телеобъективами.


Сельский рабочий в Камарге. Он взял нас посмотреть, как кормят быков.
Я делал снимки всего, что двигалось. Он не обратил никакого внимания на меня,
когда я его сфотографировал. (EOS-10D с Tokina 17/3.5.)

В наши дни фотографы всячески преследуемы. Фотографирование моста считается равноценным его подрыву. Главная причина этого — образ. Фотографа постоянно преследует образ охочего до знаменитостей папарацци, подлого репортёришки из жёлтой газетёнки, и подозрительного пожилого типа в плаще, засевшего где-то в парке рядом с детской площадкой, и все они вооружены большими чёрными камерами и объективами метровой длины. Это образ фотографа — охотника: он тот, кто видит нас издалека, не показываясь на глаза нам; он крадёт наши изображения без нашего ведома, для каких-то зловещих целей. Этот образ только усиливается некомпетентными "профессионалами", снимающими "скрытое фото" на свадьбах схожей техникой, и делающими предметом гордости то, что им удалось запечатлеть людей на плёнке или сенсоре без их ведома о том, что их фотографируют.

Право на личную жизнь
Правда заключается в том, что несмотря на камеры слежения и Большого Брата, людям нужно право на личную жизнь: право не фотографироваться, если они не хотят этого. Это выходит за пределы того, что закон говорит о фотографировании в общественных местах. Это просто грубо и сомнительно с моральной точки зрения — фотографировать людей, которые не хотят, чтобы их фотографировали.

Образ фотографа-охотника неприятен. Если этот образ находится в головах людей, которые думают о фотографах, как вы думаете, насколько охотно они будут защищать право фотографов на свободную съёмку? Если мы, фотографы, не уважаем чужое право не быть сфотографированными, то почему кто-то должен уважать наше право фотографировать?

Так что, как всегда, причиной моей сердитости на людей, делающих скрытую съёмку телеобъективами, является политика: эта разновидность "скрытой камеры" мутит воду для всех нас. Но смысл вовсе не в этом. На самом деле, скрытая съёмка с телеобъективами даже и не получится!

Для чего годится телефото
Конечно, есть множество применений, где без телефото не обойтись. Птицы. Военная журналистика. Спорт. (Хотя я и должен признать, что нахожу спортивную фотографию однообразно-скучной, но догадываюсь, что тут я в меньшинстве.) И, конечно, портреты. Малая глубина резкости и сжатие перспективы, привносимые телевиком, позволяют делать очень приятные "классические" портреты. Однако, так как вам нужно перемещаться, чтобы выстроить фон и свет, длиннофокусный объектив подразумевает много беготни. На это уходит время. Телефото также очень придирчиво: малейшие недостатки кожи или выражения лица будут беспощадно схвачены. Следовательно, подготовка фона и света для телефото занимает больше времени, чем для более широкоугольного фото. Это означает, что телефото лучше всего использовать в спокойной обстановке, где модель и фотограф могут взаимодействовать — другими словами, на студийных съёмках. Прямая противоположность скрытой камеры.


Телефото работает для крупных планов лица. Однако, из-за работы по установке фона
и света, и присущей "откровенности" крупных планов вроде этого, данный подход работает
только на студийных съёмках, где модель взаимодействует с фотографом, даже если
фотограф находится на приличном расстоянии. (Да, это был студийный снимок.
Модель: Aura Lehti, сфотографирована при помощи EOS-10D с 200/2.8 L)

Так что для телефото, конечно же, есть место. Я бы не сказал, что тот парень c 300/2.8 IS L, который скончался в луже крови в палестинском отеле, был трусом, совсем наоборот - лично я и близко бы не подошёл к тому месту.

Что плохого в скрытом телефото
Когда вы снимаете скрытой камерой, то скорее всего вы находитесь в толпе. Это значит, что если ваш рост не 2.10 метра, вы будете окружены людьми. Если вы снимаете телеобъективом через комнату, сад, футбольное поле, что угодно, люди будут мешаться! Вы пропустите нужный момент, потому что кто-то встанет перед объективом или вы будете заняты лавированием в поисках свободного места, вам достанется только голова, потому что тело будет заслонено пышной грудью тётушки Агаты, вы не сможете подобрать фон, потому что для этого придётся передвинуться очень далеко и ситуация, которую вы хотели сфотографировать, будет уже потеряна. Другими словами, самое лучшее, что у вас может получиться — снимки голов с более или менее глупыми выражениями лиц: ни контекста, ни взаимодействия между людьми, ни ситуаций. Подобные головоснимки даже не характерны и не интересны; они просто тупы! Если вам нужен снимок головы, запаситесь временем, выберите место, свет, создайте хорошую, расслабленную атмосферу, и фотографируйте позирующую модель. Головоснимки, сделанные скрытой камерой, скучны и глупы.


Фотография в толпе. Менее всего вам захочется навестись на кого-нибудь длиннофокусным объективом.
Этот снимок сделан 10D с 50/1.4 — самым длиннофокусным объективом, который я бы использовал для
данной задачи.

Весь смысл скрытых, или следовало бы их назвать более правильно, "ситуационных" фотографий заключается в контексте. Ситуационные фотографии запечатлевают ситуацию. Единственный снимок головы с хорошо размытым за счёт малой глубины резкости фоном не является ситуационным: это просто плохо исполненный снимок головы. Чтобы получить ситуацию, вам обязательно нужен контекст — люди, взаимодействующие друг с другом или со своим окружением, даже если часть или всё окружение больше подразумевается, нежели изоборажается. Чтобы включить этот контекст, вам нужен более широкий угол и большая глубина резкости, чем предоставляет телефото.

Так что ситуационные кадры, достойные своего названия, невозможны с использованием телефото, и с практической точки зрения (люди будут мешаться), и с оптической (угол зрения очень узок и глубина резкости очень мала, чтобы включить контекст).

"Это сработает, только если объект спит!"
Значит, чтобы получить приличный ситуационный снимок, вам нужен ничем не загороженный вид на ситуацию и оптические характеристики, которые позволят запечатлеть достаточный контекст, чтобы по крайней мере намекнуть на историю, которая раскрывается на вашей фотографии: другими словами, используйте более короткое фокусное расстояние — от широкого угла до, самое большее, "потретной длины". Но это означает, что ваши объекты вас заметят, разве нет? И это означает, что ваша камера больше не скрытая, правильно? Они замрут и начнут пялиться в камеру! - Неверно.


Рынок в Тире (EOS-10D с EF 35/2.0)

Возьмите книгу с работами фотографов Магнума. Или Картье-Брессона, если не можете найти никого другого. Полистайте. Видите ли вы застывших людей, уставившихся в камеру? Да ничего подобного! Каждое фото — само по себе маленькая история, с людьми, погружёнными в раздумья, целующимися, в середине разговора, работающими, спорящими, дерущимися, разговаривающими с фотографом... живущими. Это как будто фотограф моргнул и остановил чёрно-белый момент времени сразу же, как только испытал его. Делалось ли это телеобъективами? Никогда. Я всего лишь предполагаю, но думаю, что вы обнаружите, что самым распространённым фокусным расстоянием было 50 мм, с большой долей 35 мм и немного 28 — и всего лишь редкими 85 то здесь, то там. Нормальные, среднеширокие и максимум — короткие телевики. Эти фотографы были мастерами-ниндзя, способными становиться невидимыми по желанию? Или у них были скрытые камеры, которые можно было носить в кармане рубашки и включать дистанционным управлением, спрятанным в часах? Конечно нет: они пользовались теми же Лейками и Никонами и всем прочими инструментами каждого фотографа, снимающего за деньги или ради удовольствия. Так как же они это делают?


Джафар (Тир, Ливан). Мы с ним болтали некоторое время. Я постоянно снимал.
После нескольких кадров он стал меня полностью игнорировать. (EOS-10D с Canon EF 35/2.0)

Фотограф-невидимка
Действуйте точно так же, как если бы вы были без камеры, но делайте много снимков. Входите внутрь. Будьте непринуждённы. Разговаривайте с людьми. Участвуйте в ситуациях. И снимайте. Сначала вас будут замечать. Кто-то может спросить, что вы делаете и зачем. Если вы дружелюбны, открыты и можете объяснить, что вам нужно, никто не расстроится. Те, кто не хочет, чтобы их фотографировали, сообщат вам об этом, и с вашей стороны должно быть делом чести уважать их желание. Остальные будут разговаривать с вами или игнорировать вас. На самом деле, большинство будет игнорировать вас, потому что только ограниченное количество людей может с вами разговаривать одновременно. К тому времени, когда вы начнёте третью кассету плёнки (или её цифрового эквивалента), ваша фотографическая активность будет полностью игнорироваться. Вы превратитесь в "фотографа-невидимку" — с дополнительной уверенностью, что все, кто стесняются камеры, получили возможность оповестить вас об этом.

Не трусьте!
Как вы уже могли убедиться на примере фотографов Магнума, фотография не делается пассивным, равнодушным наблюдателем, "невидимо" запечатлевающим мир. Как и в квантовой механике, наблюдение влияет на реальность. "Фотограф-невидимка" — это похоже на трюк фокусника. Как и любой фокус, он требует определённой тренировки и, что более важно, определённой уверенности в успехе. Вы должны чувствовать комфорт в том, что делаете, и уверенность в своей технике (или, если её нет, то обладать дзэнским подходом к удачным или неудачным снимкам). Если вам надо возиться с оборудованием, вы должны быть способны делать это легко и быстро. Однако награда вполне достойна обучения этой уверенности — в то время как немногие из нас имеют калибр Магнума (каламбур исключительно намеренный), все мы можем делать ситуационные снимки, которые на световые годы будут опережать те шарлатанские снимки "скрытой камерой" от подозрительных людей в плащах, вооруженных длинными объективами.

Более того, часто фотографы чувствуют смутную, подсознательную вину за то, что они делают. Мы также являемся жертвами образа фотографа-как-охотника. Однако никогда не лишне будет заметить, что нет ничего плохого в фотографировании. Помните об этом, особенно когда действительно фотографируете.


Иса на рожденственском ужине. Я щёлкал весь вечер, и никто так и не заметил.
(Canon FD 50/1.4 на EktaChrome)

Не утяжеляйте груз вины, который коллективное бессознательное пытается возложить на нас. Не трусьте. Оставьте телефото для сюжетов, действительно нуждающихся в нём. Возьмите объектив 35 мм, выйдите к людям, улыбнитесь и начните снимать. Ваша фотография выиграет, а вы окажете услугу всем нам.

2006 © Petteri Sulonen (текст, фото)
2006 © www.x3photo.ru (перевод на русский язык)

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ