ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
Евгений ЛЮЛЮКИН
Театральный репортаж, а именно о нем здесь пойдет речь, ставит перед фотографом весьма специфические и непростые задачи. Хотя существует мнение, что в театральной съемке нет ничего сложного: актеры сами встают в нужные позы, над костюмами поработал костюмер, над светом осветитель, а фотограф в данном случае уподобляется некоему приложению к фотоаппарату и лишь нажимает и нажимает на спусковую кнопку. А потом выбирает несколько «шедевров» из пары-тройки «мегатонн» фотоснимков.
Ну, вот вы уже полюбили театр всем своим естеством и желаете запечатлеть это каждый раз неповторимое и поражающее своей глубиной действие. С чего начать? Давайте начнем с простого, с подбора инструмента, который вы будете использовать для решения этой задачи.
Задача не банальная, но выполнимая. Подбор фототехники - дело в основном субъективное, но есть ряд объективных предпосылок, которые ограничивают ваш выбор. Так как съемка со сцены во время спектакля невозможна, а сама сцена находится на возвышении, то придется отойти на определенное расстояние от нее, чтобы найти ту точку, которая примерно будет соответствовать уровню сцены, помните, зрительный зал имеет восходящую конструкцию. Такая точка удалена от сцены на 10- 15 метров в зависимости от зала. С такого расстояния удобно использовать объектив с диапазоном фокусных расстояний 70-200 (300) мм, он позволяет вести съемку и общих, и крупных планов. Далее нужно учесть, что освещение на сцене далеко от нормального, а так как снимать приходится движение актеров, где для отсутствия смаза изображения требуется выдержка 1/125 с или короче, то необходимо использовать высокочувствительный материал. Съемка в основном происходит на ISO 800 и 1600. Кроме того к светосиле объектива предъявляются высокие требования. Я начинал снимать, используя объектив с диафрагмой f /4. Работать на ней вполне реально, но это предел, более «темная» оптика резко сужает круг выполняемых задач, в этом случае съемка может превратиться в сплошное мучение. Сейчас у моего объектива светосила f /2.8, что позволяет значительно расширить возможности съемки в сложных условиях. Например, я могу при съемке быстрого движения (особенно характерного для балета) уменьшить выдержку до 1/250 с и «остановить» его без паразитного смаза, или уменьшить ISO на ступень, тем самым повысив качество изображения.
Во-вторых, в процессе всей съемки освещение и динамичность сцен будут сильно меняться, а вместе с этим следует изменять и параметры съемки. Например, для динамичной сцены они будут такими: выдержка 1/250 с, ISO 1600, диафрагма f /2,8. Важно, чтобы переключение настроек в вашем фотоаппарате было быстрым и удобным. Не забывайте, что съемка происходит в темноте.
В-третьих, освещение на сцене зачастую носит локальный характер. К тому же не стоит забывать, что лицо человека отражает свет сильнее, чем темная одежда (Фото №8) и слабее, чем светлая (Фото №9). Поэтому вам придется часто пользоваться экспокоррекцией. Во время съемки я использую интегрированный, он же матричный, экспозамер, вводя при этом минусовую поправку.
Когда техническая сторона съемки более-менее понятна, встает вопрос: а что снимать? Для кого-то он покажется смешным, для кого-то понятным. Но стоит провести хотя бы одну съемку, и вы увидите, как много у вас получилось проходных и неинтересных кадров. К сожалению, некоторые фотографы считают репортажем простую фиксацию происходящего, не ставя перед собой сверхзадачи, такой как передать характер персонажа, атмосферу спектакля, показать интригу действия. Надеюсь, всем понятна разница между хорошим студийным портретом и фотографией в паспорте. Вот поэтому выбор момента, когда стоит нажимать на спусковую кнопку, принципиально важен. Поделюсь своими наблюдениями. Самый простой путь съемки спектакля – это съемка статики, когда актер или актеры стоят неподвижно и их лица фиксированы. Такие эпизоды длятся секунды, поэтому у вас будет достаточно времени, чтобы среагировать на ситуацию и использовать более длинную выдержку. Но стоят ли такие моменты внимания? Заинтересуют ли они зрителя? Возможно, но зрителя нетребовательного, зрителя равнодушного. А таких, к моему великому сожалению, слишком много. И вот мы имеем многочисленные восторженные отзывы о бездарных и проходных фотографиях. Но вы же художник, вы не должны идти на поводу у общего мнения, вы способны и обязаны ставить перед собой сверхзадачи. И если вы ответили согласием, то я хочу предложить вам решение, которое нашел для себя.
Для начала отмечу, что динамика может быть выражена физическим действием (Фото №11), мимическим (Фото №12) и внутренне-эмоциональным, когда актер внешне неподвижен, но его внутренняя энергия демонстрирует сильнейший эмоциональный заряд (Фото №13). Зачастую они совпадают.
Любую динамическую сцену можно условно разделить на три части. Назовем их просто: «начало», «середина» и «конец». «Начало» характеризуется максимальной энергетической ценностью и небольшой скоростью перемещения (Фото №14). Это наиболее интересная стадия движения, в ней у персонажа выплеск эмоции максимально выражен. Но она же и наиболее сложна для фиксации, чтобы ее снять, нужно начало этого действия предугадать. Вот поэтому важно знать те эпизоды в спектакле, в которых происходят подобные всплески. Для этого можно посмотреть спектакль заранее или же снимать его несколько раз. «Середина» не так сильно заряжена энергией, как «начало», но, тем не менее, остается привлекательна для съемки. Но здесь обычно скорость перемещения персонажа максимальна, что накладывает определенные трудности при фотосъемке. Зато поймать эту стадию проще, так как нажать на спуск нужно в момент первой стадии (Фото №15). Третья стадия, «конец», также может быть интересной, хотя и уступает первым двум по эмоциональному воздействию на зрителя. Здесь скорость персонажа угасает, времени для реагирования обычно достаточно (Фото №16). Но… это все же «конец». Действие от «начала» до «конца» длится около секунды, каждая из стадий 1/3 с. Чтобы успевать снимать третью стадию, нужно иметь желание, вторую – хорошую реакцию и быстрофокусную технику, первую – все выше перечисленное, плюс предварительную подготовку и немного удачи.
А как быть с упущенными, но интересными моментами? Запомнить и переснять! Действие на театральной сцене имеет разные направления, как минимум влево, в центр, вправо. А так как вы можете одномоментно занять лишь одно направление, то игра актеров в другие стороны не позволит вам снять сцену в нужном ракурсе. Кроме того вы можете просто упустить интересный кадр и со своего места. Таких случаев за три часа съемки наберется предостаточно. У вас два пути: либо забыть об упущенных кадрах, либо прийти снова. А если принять во внимание, что после первой съемки вы можете провести работу над ошибками и сделать правильные выводы, то для повышения своего КПД вторая съемка этого же спектакля просто необходима.
Советы:
2. Некоторые фотографы, преимущественно начинающие, считают, что ошибки в экспозиции можно после съемки исправить в графическом редакторе или при конвертации RAW -файлов. Да, действительно, определенные корректировки после съемки вносить можно, но не без потерь. При исправлении ошибок, допущенных при съемке обычно страдает динамический диапазон и возрастают шумы. Единственный надежный способ этого избежать – не делать ошибок.
4. И не забывайте про тени. Они способны придать иные формы и иной смысл происходящему на сцене. (Фото №19, Фото №20).
2006 © Евгений Люлюкин, фотографии автора
Что ещё можно сделать:
|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|