ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОСЪЁМКА




Евгений ЛЮЛЮКИН

Театральный репортаж, а именно о нем здесь пойдет речь, ставит перед фотографом весьма специфические и непростые задачи. Хотя существует мнение, что в театральной съемке нет ничего сложного: актеры сами встают в нужные позы, над костюмами поработал костюмер, над светом осветитель, а фотограф в данном случае уподобляется некоему приложению к фотоаппарату и лишь нажимает и нажимает на спусковую кнопку. А потом выбирает несколько «шедевров» из пары-тройки «мегатонн» фотоснимков.

Такие байки ходят часто и не только о театральной съемке, их распространителями являются те, «кто мог бы, но не хочет», а знания таких «специалистов» носят исключительно умозрительный характер. Однако мои наблюдения показывают, что хороших театральных фотографий гораздо меньше, чем театральных фотографов, следовательно, не все так просто. Итак, чем же так сложен этот жанр? Какая фототехника нужна для съемки в театре? И почему так мало хороших театральных фотографий? Давайте попробуем разобраться в этом.

Съемка в театре – это всегда некая сверхзадача, справиться с которой весьма не просто, но тем она и интересна. Вот только для ее решения нужны некоторые условия. И главное из них – это любовь к тому, что вы делаете.

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №1. Сценография к спектаклю «Зойкина квартира» театра «Эрмитаж».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №2. Спектакль «Кандида» театра «Сфера».

Ну, вот вы уже полюбили театр всем своим естеством и желаете запечатлеть это каждый раз неповторимое и поражающее своей глубиной действие. С чего начать? Давайте начнем с простого, с подбора инструмента, который вы будете использовать для решения этой задачи.

Для начала обрисуем условия, в которых вам предстоит снимать. Итак!
Сцена – которая освещена неравномерно и недостаточно для комфортной съемки. (Фото №1).
Актеры – которые играют на этой сцене, а значит, передвигаются и жестикулируют. (Фото №2).
Действие – которое с некой периодичностью меняет на сцене и освещение, и декорации, и направление игры актеров. (Фото №3 и Фото №4).
Вы – фотограф, который должен как можно грамотнее это действие запечатлеть, при этом не мешая ни играющим на сцене, ни смотрящим в зале.

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №3. Спектакль «Пари» театра «У Никитских Ворот».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №4. Спектакль «Пари» театра «У Никитских Ворот».

Задача не банальная, но выполнимая. Подбор фототехники - дело в основном субъективное, но есть ряд объективных предпосылок, которые ограничивают ваш выбор. Так как съемка со сцены во время спектакля невозможна, а сама сцена находится на возвышении, то придется отойти на определенное расстояние от нее, чтобы найти ту точку, которая примерно будет соответствовать уровню сцены, помните, зрительный зал имеет восходящую конструкцию. Такая точка удалена от сцены на 10- 15 метров в зависимости от зала. С такого расстояния удобно использовать объектив с диапазоном фокусных расстояний 70-200 (300) мм, он позволяет вести съемку и общих, и крупных планов. Далее нужно учесть, что освещение на сцене далеко от нормального, а так как снимать приходится движение актеров, где для отсутствия смаза изображения требуется выдержка 1/125 с или короче, то необходимо использовать высокочувствительный материал. Съемка в основном происходит на ISO 800 и 1600. Кроме того к светосиле объектива предъявляются высокие требования. Я начинал снимать, используя объектив с диафрагмой f /4. Работать на ней вполне реально, но это предел, более «темная» оптика резко сужает круг выполняемых задач, в этом случае съемка может превратиться в сплошное мучение. Сейчас у моего объектива светосила f /2.8, что позволяет значительно расширить возможности съемки в сложных условиях. Например, я могу при съемке быстрого движения (особенно характерного для балета) уменьшить выдержку до 1/250 с и «остановить» его без паразитного смаза, или уменьшить ISO на ступень, тем самым повысив качество изображения.

Какой выбрать фотоаппарат? Как я уже сказал, это дело вкуса. Лишь бы у него был быстрый и точный автофокус, удобное управление, приемлемые шумы на высоких чувствительностях и, желательно, нешумный затвор. Для съемки в условиях низкой освещенности вам скорее всего понадобится штатив или монопод. Система стабилизации в данном случае плохой помощник, так как она спасает от смазов из-за «шевеленки», но не спасает от смазов, происходящих из-за движения снимаемых объектов. Итак, минимальный комплект фототехники для театральной фотосъемки подобран. Что дальше?

Представим, что вы уже вошли в зрительный зал, выбрали точку съемки и установили технику. Далее у вас будет несколько минут, чтобы проверить установки фотоаппарата, выровнять его по горизонтали и внутренне приготовиться к нескольким часам непростой и напряженной работы. Но вот гаснет общий свет, и зажигаются огни рампы. Не торопитесь нажимать на спуск. Здесь вас поджидает первая сложность: освещение! Как я уже писал выше, оно недостаточное и неравномерное.

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №5. Репетиция спектакля «О сущности любви» театра «Эрмитаж».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №6. Балет «Ромео и Джульетта» театра «Имперский Русский Балет».

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №7. Балет «Ромео и Джульетта»
театра «Имперский Русский Балет».
Во-первых, вам нужно выбрать оптимальное сочетание трех параметров: выдержка, диафрагма и чувствительность для определенной сцены. Если сцена относительно статична, выдержка может быть в пределах 1/50 – 1/100 с (Фото №5), если присутствует динамика 1/125 – 1/160 с (Фото №6), а иногда и короче (Фото №7). Далее следует подобрать чувствительность для правильного экспонирования, исходя из возможной диафрагмы. Наиболее часто у меня сочетания этих параметров бывает таким: выдержка 1/125 с, ISO 800, диафрагма f /3,5.

Во-вторых, в процессе всей съемки освещение и динамичность сцен будут сильно меняться, а вместе с этим следует изменять и параметры съемки. Например, для динамичной сцены они будут такими: выдержка 1/250 с, ISO 1600, диафрагма f /2,8. Важно, чтобы переключение настроек в вашем фотоаппарате было быстрым и удобным. Не забывайте, что съемка происходит в темноте.

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №8. Репетиция спектакля «О сущности любви» театра «Эрмитаж».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №9. Спектакль «Чайка» театра имени Моссовета.

В-третьих, освещение на сцене зачастую носит локальный характер. К тому же не стоит забывать, что лицо человека отражает свет сильнее, чем темная одежда (Фото №8) и слабее, чем светлая (Фото №9). Поэтому вам придется часто пользоваться экспокоррекцией. Во время съемки я использую интегрированный, он же матричный, экспозамер, вводя при этом минусовую поправку.
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №10. Антреприза «Ведьма»
МТА «Арт-партнер XXI».
Величина ее зависит от локализации освещения на лице или лицах актеров, так как лицо - это наиболее важная часть сюжета. Определяется экспокоррекция значениями от -1/3 до -1 ступени. Если свет подается лишь одним прожектором прямо на лицо актера -1,5 или -2 ступени (Фото №10). Подводя итог, хочу сказать, что лишь умелое и оперативное управление четырьмя параметрами: выдержкой, чувствительностью, диафрагмой и экспокоррекцией позволит вам правильно экспонировать кадр. Ошибка здесь приведет к нежелательному смазу изображения, провалу в светлых или в темных участках кадра и повышенному шуму, что способно загубить любой интересный кадр.

Когда техническая сторона съемки более-менее понятна, встает вопрос: а что снимать? Для кого-то он покажется смешным, для кого-то понятным. Но стоит провести хотя бы одну съемку, и вы увидите, как много у вас получилось проходных и неинтересных кадров. К сожалению, некоторые фотографы считают репортажем простую фиксацию происходящего, не ставя перед собой сверхзадачи, такой как передать характер персонажа, атмосферу спектакля, показать интригу действия. Надеюсь, всем понятна разница между хорошим студийным портретом и фотографией в паспорте. Вот поэтому выбор момента, когда стоит нажимать на спусковую кнопку, принципиально важен.

Поделюсь своими наблюдениями. Самый простой путь съемки спектакля – это съемка статики, когда актер или актеры стоят неподвижно и их лица фиксированы. Такие эпизоды длятся секунды, поэтому у вас будет достаточно времени, чтобы среагировать на ситуацию и использовать более длинную выдержку. Но стоят ли такие моменты внимания? Заинтересуют ли они зрителя? Возможно, но зрителя нетребовательного, зрителя равнодушного. А таких, к моему великому сожалению, слишком много. И вот мы имеем многочисленные восторженные отзывы о бездарных и проходных фотографиях. Но вы же художник, вы не должны идти на поводу у общего мнения, вы способны и обязаны ставить перед собой сверхзадачи. И если вы ответили согласием, то я хочу предложить вам решение, которое нашел для себя.

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №11. Антреприза «Ведьма» МТА «Арт-партнер XXI».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №12. Спектакль «Троил и Крессида» театра «Сфера».

Для начала отмечу, что динамика может быть выражена физическим действием (Фото №11), мимическим (Фото №12) и внутренне-эмоциональным, когда актер внешне неподвижен, но его внутренняя энергия демонстрирует сильнейший эмоциональный заряд (Фото №13). Зачастую они совпадают.

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №13. Спектакль «Троил и Крессида» театра «Сфера».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №14. Антреприза «Ведьма» МТА «Арт-партнер XXI».

Любую динамическую сцену можно условно разделить на три части. Назовем их просто: «начало», «середина» и «конец». «Начало» характеризуется максимальной энергетической ценностью и небольшой скоростью перемещения (Фото №14). Это наиболее интересная стадия движения, в ней у персонажа выплеск эмоции максимально выражен. Но она же и наиболее сложна для фиксации, чтобы ее снять, нужно начало этого действия предугадать. Вот поэтому важно знать те эпизоды в спектакле, в которых происходят подобные всплески. Для этого можно посмотреть спектакль заранее или же снимать его несколько раз. «Середина» не так сильно заряжена энергией, как «начало», но, тем не менее, остается привлекательна для съемки. Но здесь обычно скорость перемещения персонажа максимальна, что накладывает определенные трудности при фотосъемке. Зато поймать эту стадию проще, так как нажать на спуск нужно в момент первой стадии (Фото №15). Третья стадия, «конец», также может быть интересной, хотя и уступает первым двум по эмоциональному воздействию на зрителя. Здесь скорость персонажа угасает, времени для реагирования обычно достаточно (Фото №16). Но… это все же «конец». Действие от «начала» до «конца» длится около секунды, каждая из стадий 1/3 с. Чтобы успевать снимать третью стадию, нужно иметь желание, вторую – хорошую реакцию и быстрофокусную технику, первую – все выше перечисленное, плюс предварительную подготовку и немного удачи.

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №15. Спектакль «В лесах и на горах» театра «Сфера».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №16. Спектакль «Безразмерное Ким-танго» театра «Эрмитаж».

А как быть с упущенными, но интересными моментами? Запомнить и переснять! Действие на театральной сцене имеет разные направления, как минимум влево, в центр, вправо. А так как вы можете одномоментно занять лишь одно направление, то игра актеров в другие стороны не позволит вам снять сцену в нужном ракурсе. Кроме того вы можете просто упустить интересный кадр и со своего места. Таких случаев за три часа съемки наберется предостаточно. У вас два пути: либо забыть об упущенных кадрах, либо прийти снова. А если принять во внимание, что после первой съемки вы можете провести работу над ошибками и сделать правильные выводы, то для повышения своего КПД вторая съемка этого же спектакля просто необходима.

В заключение немного о деликатности. Так как съемка спектакля всегда вторична, первичным является его просмотр. Да-да, вы удивитесь, но спектакль играют для зрителей, а не для фотографа. Значит следует подумать о ваших действиях во время съемки. Соблюдение некоторых правил позволит вам не мешать ни играющим на сцене, ни смотрящим в зрительном зале.

  1. Приходите на съемку заранее, еще до того как начинают пускать зрителей. Это поможет вам не спеша выбрать наиболее удачное место, установить технику и психологически подготовиться к процессу.
  2. Выберите место съемки так, чтобы не мешать сидящим сзади вас.
  3. Не «стреляйте» очередями, ибо количество далеко не всегда трансформируется в качество. А работа фотографа в данном случае сродни работе снайпера, а не пулеметчика.
  4. Отключите все звуковые и световые сигналы вашего фотоаппарата (хорошо бы также заклеить черным скотчем красный диод, показывающий момент записи файла на карту памяти).
  5. Яркость ЖК-экрана выставите на минимум.
  6. Приготовьте все аксессуары, которые могут вам понадобиться во время съемки заранее и положите их в пределах досягаемости.

Советы:
1. Если есть возможность посмотреть спектакль до съемки, сделайте это. Предварительный просмотр поможет вам выбрать наилучшее место, с которого удобно вести съемку, увидеть и запомнить ключевые моменты в спектакле, понять, как построено освещение и на что сделать акцент в съемке. Если заранее посмотреть спектакль не получилось, задайте интересующие вас вопросы администратору театра, он может вам дать несколько дельных советов.

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №17. Спектакль «Маленький принц» театра «Сфера».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №18. Спектакль «Уроки русского по Михаилу Жванецкому» театра «Эрмитаж».

2. Некоторые фотографы, преимущественно начинающие, считают, что ошибки в экспозиции можно после съемки исправить в графическом редакторе или при конвертации RAW -файлов. Да, действительно, определенные корректировки после съемки вносить можно, но не без потерь. При исправлении ошибок, допущенных при съемке обычно страдает динамический диапазон и возрастают шумы. Единственный надежный способ этого избежать – не делать ошибок.

3. Ищите новые решения, необычные приемы, нестандартный подход к фотосъемке. Новый взгляд на происходящее действо позволит зрителю погрузиться в таинственный мир театра, мир, который известен только вам (Фото №17, Фото №18).

Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №19. Спектакль «Лолита» театра «Сфера».
Нажмите, чтобы увидеть увеличенное изображение
Фото №20. Спектакль «Троил и Крессида» театра «Сфера».

4. И не забывайте про тени. Они способны придать иные формы и иной смысл происходящему на сцене. (Фото №19, Фото №20).

2006 © Евгений Люлюкин, фотографии автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Посетить галерею театральных фотографий автора >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2008 Хулиганствующий Элементъ