ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



TWISTED PHOTO: ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО ФОТОШОПА!





Алексей ЛЫСЕНКО

В этой статье я попробую рассказать вам о способе получения забавных фотографических изображений с помощью простейшей цифровой камеры при минимальных трудозатратах.

Едва ли не каждый современный человек имеет цифровую камеру. Камерами разного калибра оснащают мобильные телефоны, компактные камеры-«мыльницы» легко помещаются в карман рубашки, а для искателей бескомпромиссного качества фотографий и профессионалов создаются все более продвинутые зеркальные камеры.

И все мы привыкли думать, что, поднимаясь по этой цифровой лестнице вверх, от мобильного телефона до зеркального аппарата, мы только выигрываем в плане фото. Действительно, докупая «мыльницу» к телефону мы прощаемся с идеей комбайна «все-в-одном», но наши фотографии выигрывают за счет лучшей оптики, механики и электроники. Переходя на зеркальную камеру, мы теряем в мобильности и возможности съемки видео, но взамен получаем инструмент, заточенный для настоящей работы с фото, быстрый и точный.

Оказывается, однако, что некоторые рудименты сверхдешевых фотоаппаратов позволяют делать снимки, которые просто невозможно сделать с помощью зеркальной камеры! И один из таких рудиментов – электронный затвор.

Однажды, просматривая снимки, сделанные моей 6-летней дочкой с помощью примитивного фотоаппарата Aipek образца конца прошлого века, я заметил, что геометрия на одном снимке искажена интересным образом. Верхняя часть снимка как будто обгоняла нижнюю, и прямоугольник фотографии трансформировался в параллелограмм сдвигом верхней стороны относительно нижней. Эта фотография была сделана из окна движущейся машины. Остальные же фотографии были вполне обыкновенны (сюжеты в виде голов манекенов или игрушек, замотанных в полиэтилен на время ремонта не в счет). Поразмыслив над этим, я пришел к выводу, что обязан таким эффектом электронному затвору в совокупности с низкой скоростью считывания матрицы фотоаппаратом.

По сути своей электронный затвор – это не что иное, как отсутствие механического затвора, отсекающего поток света. После того, как камера с электронным затвором отрабатывает выдержку, она начинает считывать матрицу, а движение фотоаппарата в это время может привести к тому, что несчитанные нижние ряды изображения изменились, пока считывались верхние, ведь поток света, попадающего на матрицу, не перекрыт. Если скорость считывания матрицы невелика, можно получить тот самый параллельный сдвиг, который и наблюдался. Не слышите механического щелчка при нажатии на кнопку съемки? Значит вы – счастливый обладатель камеры (а в наше время, скорее всего, телефона) с электронным затвором!

Поудивлявшись такой работе старинного фотоаппарата, я на долгое время забыл про этот эффект и вспомнил о нем примерно через год при следующих обстоятельствах (Тут нудная теоретическая часть заканчивается и начинается веселая практика!):

В июне 2008 года на одном из городских мероприятий посвященных празднованию Дня молодежи я оказался (о ужас!) без фотоаппарата. Чтобы как-то занять время я стал фотографировать концерт на свой мобильный телефон Samsung E-200 (1.3MPx), надеясь получить «шедевр» за счет выбора точки съемки. Когда выступала молодая рок-группа «The Rain Lost» (и, надо сказать, неплохо для школьной группы выступала) я решил подкинуть телефон, чтобы снять толпу фанатов и музыкантов. Решено – сделано! Телефон, крутясь, подлетел вверх на метр и произвел выстрел в направлении сцены. Когда же он приземлился в заботливо подставленные мною руки, на экранчике зверька было нечто, что привело меня в восторг:

Надо ли говорить, то телефон немедленно отправился в очередной полет?

Заметьте, что результат не сводится к обычному радиальному размытию, которое можно было бы ожидать от вращающегося фотоаппарата. Я решил, что этот эффект вызван теми же причинами, что и параллельный сдвиг на дочкиной фотографии. Вращение же телефона в плоскости объектива камеры сделало его не в пример более художественным. Не возьмусь теоретизировать, почему эффект получается именно таким. Остаток этого дня и следующий день я ходил и подкидывал телефон. Я достиг в этом немалых успехов (фотографии приведены в конце статьи), а телефон обзавелся несколькими новыми царапинами на корпусе:

Оказалось, что при некоторой сноровке можно снять то, что задумано, выбрав плоскость вращения телефона и высоту броска. Например, на фотографии со светофором, фотографировался именно он, с первого раза в процессе перехода дороги. Но то, как именно кадр будет снят – во многом – воля случая. Именно это и интересно. В этом есть что-то от пленочной фотографии – не знаешь сразу, как именно получится, вот только ожидание меньше – всего несколько секунд полета телефона, а непредсказуемость результата гораздо больше. Когда телефон возвращается, и я вижу, что центральный объект кадра различим, находится в фокусе и отделен от прочих, но отнюдь не глубиной резкости, а удачным броском, я получаю заряд положительных эмоций. Удлинить и загнуть и без того длинный до неприличия лимузин – пожалуйста! Сфотографировать впереди идущую девушку с высоты три метра – тоже вполне возможно! Архитектура опять же изгибается очень эффектно. В этом процессе причудливо смешивается «я сам» и «оно само», а неповторимость полученного снимка приятно греет душу. Я назвал это развлечение «twisted photo». Отличный отдых, только берегите ваши телефоны от лишних падений!

Кстати, несколько слов о телефонах. Я делал снимки только со своим Samsung E-200, но что-то мне подсказывает, что не только им можно делать такое. Что же важно? Во-первых, форма телефона - плоскость объектива должна быть параллельна плоскости корпуса, чтобы вращение происходило вокруг оси, параллельной оптической оси объектива. Подходят, пожалуй, все моноблоки и слайдеры (держим в голове вопрос прочности и, похоже, остаются только моноблоки) Во-вторых – задержка спуска. Мой телефон начинает фотографировать почти через секунду после нажатия на кнопку. Это позволяет закрутить и подкинуть его. В-третьих, работа электронного затвора. Тут я не скажу ничего определенного, надо пробовать. Может статься, у каждой модели будет свой почерк, обусловленный динамикой полета и работой затвора. В общем, поле для экспериментов есть, да и теорию тоже, наверное, можно подвести под этот нехитрый процесс.

На этом, пожалуй, закончу. Рад, если кому-то эта статья показалась интересной, или просто понравились фотографии. А может у вас возникнет желание рискнуть своим мобильным другом и получить тройку-другую «загнутых» шедевров?

2008 © Алексей Лысенко

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

Фотографии, выполненные подобным образом:






























[ Адрес этой статьи в Интернет: http://art.photo-element.ru/ps/twisted/twisted.html ]

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2008 Хулиганствующий Элементъ