ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



ФОТОГРАФИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕКОРА





Александр СУЛИМОВ

1. Размещение фоторабот в интерьере
2. Оформление фотографии

Сразу хочу сказать, что содержание этой статьи - это лишь рекомендации, а не какие-то правила, соблюдая которые можно добиться желаемого результата. Более того, многие советы по оформлению помещений бывают противоречивыми: срабатывают в одних условиях и могут дать отрицательный результат в других.

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТОРАБОТ В ИНТЕРЬЕРЕ

Вообще оформительские работы дело творческое, а потому интересное. Для начала работ нужна самая малость: помещение, гора фотографий, подручный или профессиональный материал (конечный результат от этого зависит не всегда) и горячее желание создать очередной шедевр.

С чего начать? Есть два пути: первый, менее тернистый, - отталкиваясь от существующего интерьера, подобрать фотографии, их размер и способ оформления. Если помещению нужен ремонт, можно пойти от обратного, то есть оформить стены под готовые фото и существующую мебель.

Первый вопрос, который нужно решить при любом варианте, какого размера и в каком месте будут располагаться ваши фотоработы. Важно согласовать размер художественных работ с размером окружающей мебели. Большие фотографии, панорамы и согласованную по размеру, оформлению и стилю группу фоторабот (назовем ее фотоблок) лучше всего размещать в простенках соответствующего размера, над столом или тумбой. Причем габариты мебели, над которыми располагаются работы, могут быть больше, но не наоборот.

Несколько слов необходимо замолвить за фотоблок. Желательно, чтобы работы были в одном стиле, примерно в одной тональности. Наиболее удачные фото нужно располагать на уровне глаз зрителя по вертикали, а по горизонтали ближе к центру композиции. Если фотоблок смотрится, как единое целое, может сработать пресловутое правило третей.

В домашних условиях довольно часто фотографии рассматриваются из положения сидя, поэтому слишком высоко расположенные работы могут остаться попросту незамеченными. Высоко и далеко от зрителя размещать мелкие работы тоже не годится. Если зрителю захочется рассмотреть вашу работу подробнее, ему придется напрягать зрение. Важно отметить, что позитивное впечатление от ваших работ может родиться только в комфортных условиях. Для этого спрячьте небольшую фотографию под стекло и поставьте ее на полку или столик так, чтобы заинтересованный зритель мог взять фотоработу в руки и подробно рассмотреть. Миниатюры следует размещать по соседству с предметами мебели соответствующего размера.

Композицию из нескольких фотографий не обязательно объединять единым блоком. Если позволяет место, лучше разредить фотоработы, можно сложить из них геометрическую фигуру. Одной из типичных конфигураций является восходящая или нисходящая лесенка. При таком расположении работ хорошо смотрятся фотографии, в которых сюжет имеет развитие. Круговое расположение подразумевает цикличность: смена времен года и т.д. Композиции из нескольких фоторабот рассматриваются слева направо, как при чтении.

Хорошим дополнением к фотоработам определенной тематики могут быть дополнительные аксессуары. Например, фотографии, связанные с морским путешествием, можно дополнить морской звездой или барометром в виде штурвала, обрамить фотографию ракушками или сделать круглое фото - «вид из иллюминатора» и т.д. Сюжет из сельской жизни можно расположить на плетеной соломке или сделать обрамление из бересты.

2. ОФОРМЛЕНИЕ ФОТОГРАФИИ

Помимо размещения фотоработы в интерьере, существует два момента, о которых стоит упомянуть. Во-первых, любую работу необходимо правильно преподнести на суд зрителя. Так, например, самое заурядное полотно, обрамленное шикарной рамой, может предстать совершенно в ином свете. Важно, чтобы художественная работа гармонировала с элементами оформления.

Если классическую картину, написанную маслом, делает рама, то художественную фотографию - паспарту. Хотя рамка тоже может иметь место: совсем скромная и тонкая, не более 1-2 см. Фото отделяется от рамки паспарту (от французского passе-partout) - это картонная рамка или подложка для рисунка, гравюры или фотографии. Ширина его, как правило, выбирается в пределах 1/2 - 1/3 меньшей стороны изображения. Паспарту бывают овальные, многоугольные, многослойные, с декоративными вставками и т.д. Паспарту создает нейтральную зону непосредственно между рамой и фотографией и помогает зрителю сконцентрировать внимание на вашей работе.

способ нахождения оптического центра Для создания объемности и равновесия композиции, находящейся внутри рамки, нижнее поле паспорту делается более глубоким, чем верхнее. В классическом учебнике «25 уроков фотографии» Микулина В.П. подробно описан способ нахождения оптического центра при размещении фотографии на подложке. Мы приводим только схему этого процесса, по которой довольно просто разобраться, как находится правильное положение отпечатка.

Кроме этого, можно применить несимметричное расположение фотографии внутри рамки. Этот прием может дополнительно сбалансировать композицию фотографии. Больше свободного места оставляют в направлении взгляда или движения объекта съемки. Более темные и крупные объекты располагают ближе к центру композиции, мелкие и светлые - дальше и т.д. Попробуйте различные положения фото, но сильно не увлекайтесь, помните: все хорошо в меру. К сожалению, вырез для фотографии в паспарту, изготовленных промышленным способом, расположен симметрично относительно середины и все поля одинаковы. Это делается для того, чтобы такое обрамление можно было использовать как для горизонтальных, так и для вертикальных композиций.

Цвет паспарту имеет большое значение. Наиболее универсальны различные оттенки белого: кофе с молоком, слоновая кость и т.д. Такие цвета не отвлекают взгляд зрителя от фотографии, зрительно отделяют ее от рамы и всего интерьера. Кроме того, светлые тона создают дополнительную глубину изображения, визуально отодвигают работу от зрителя. Паспарту нейтрального серого цвета закрепляют изображение на плоскости, темные выдвигают его вперед. Существует заблуждение, что самый распространенный цвет обрамления - белый. Яркие чистые цвета нужно использовать очень осторожно, так как вместо помощи зрителю можно оказать ему медвежью услугу, и яркое пятно по краю фотоснимка будет уводить его взгляд от фото. Чисто белый цвет паспарту, как правило, используют для черно-белых фотографий.

Существует следующая рекомендация: яркость светлого паспарту должна быть на тон темнее самого светлого участка изображения, при использовании темного - на тон светлее самого темного участка фотографии. Для привлечения внимания к важным участкам фотоснимка можно использовать цветные паспарту. Обрамление в этом случае должно быть того же цвета, что и выделяемые участки, но более приглушенных тонов.

Оригинально смотрятся двойные цвета паспарту; интересны паспарту, выполненные из картона, обтянутого тканью; шикарно выглядит паспарту из тонированного стекла, но все хорошо в меру и при соответствующем освещении.

Мягкий, не бликующий свет может придать работе дополнительный объем, но это уже скорее выставочная практика, хотя свет устанавливается один раз, а радовать и украшать ваш интерьер и работы будет долгие годы. Над этим стоит подумать.

Цвет багета (рамы) должен соответствовать цвету окружающего пространства. Деревянный багет является наиболее универсальным и вписывается практически в любой интерьер. Рама из пластика может быть альтернативой дереву, применяется для оформления небольших фоторабот, так как тонкая рамка больших размеров может со временем деформироваться. Алюминиевый багет выглядит более строго и подходит для офисных помещений.

Можно ли экспонировать фотоработы без багета и рамы? Да, если стены имеют однородный цвет, фактуру и могут заменить паспарту. Работы без оформления придают вашей выставке неформальный характер, важно, чтобы фотографии поддерживали дух свободы, раскованности, отхода от привычных догм и т.д.

Итак, цель размещения художественных работ в интерьере - это создание единого ансамбля, образа, стиля, а цель оформления отдельной работы - это выделение ее из окружающего пространства, усиление и развитие идеи произведения в целом. Важно, чтобы одно не мешало и не вступало в противоречие с другим.

2008 © Александр Сулимов
Фото в заголовке: © Марина Рогожина, 2004

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>
Почитать оригинал статьи: Часть 1 >>>, Часть 2 >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://art.photo-element.ru/ts/decoration/decoration.html ]

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2008 Хулиганствующий Элементъ