ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
Георгий КОЛОСОВ
Любое искусство начинается там, где начинается форма, и никакая "документальная природа" не освобождает от этого фотографию. Дело художника - пластическое переосмысливание действительности, композиция. Но для фотографа - какими средствами?
Самое сложное произведение природы - человек, самый сложный объект искусства - лицо человека. Для образного его раскрытия великие живописцы интуитивно "вычисляли" ограниченный набор внешних признаков, превышение которого смазывает образ. Рембрандт, Леонардо, Эль Греко, Рафаэль передают четко глаза, губы, абрис носа и контур лица и весьма общо лепят его объемы. Ничто другое в лице не детализируется, так как воспроизведение фактуры кожи мешает восприятию лица.
Портрет погрудный и крупнее - та область применения, где целесообразность монокля очевидна с первой пробы. Причины я уже называл, но к тому, что было сказано об опыте живописцев, следует важное добавление. Пластическая цельность лица сохраняется лишь в классической проекции, в переводе на фотографический язык при f=90-126 мм6 (любителям ракурсов лучше 135- 150 мм). Монокль, соответствующий этому условию, способствует удивительным открытиям. Годами знакомое лицо, с которого "стерлись случайные черты", вдруг видится типичным представителем другой эпохи и другой культуры. За девять лет пуританской верности этому инструменту я так и не смог привыкнуть к подобным преображениям.
Живое картинное пространство, о котором я говорил ранее, сохраняет отчетливость при любой дистанции рассматривания. Причина - резкие контуры изображаемых предметов.
Рис.1
На рис. 1 видно, что однородная сферическая линза в принципе не может собрать в точку лучи, входящие в линзу на разном расстоянии от оси: краевые собираются ближе к линзе, осевые - дальше. Это и есть сферическая аберрация. Минимальный диаметр пучок имеет в плоскости S, максимальный - в плоскости F', проходящей через фокус осевых лучей. Первый очевидный вывод: убирая краевые лучи, диафрагма может уменьшать диаметр пучка в любом сечении. Второй: точка изображается кружком, величина и структура которого зависят от положения экранной плоскости N. Если N перемещать от S к F', внутри увеличивающегося кружка происходит перераспределение яркости: вырастает ореол вокруг уменьшающегося яркого центрального пятна. Как раз оно-то и воспринимается визуально как изображение точки, его размер определяет резкость контуров, а уменьшать его можно до общепринятого кружка рассеяния9. В этом случае регулируемый диафрагмой ореол будет смягчать резкий рисунок только за счет снижения микроконтраста изображения.
Фото 1. Образцы моноклей с различными фокусными расстояниями: f=42мм (снята диафрагма); f=58мм (снято кольцо); f=130мм.
Однако реальное изображение создается полихроматическим пучком, и резкость контуров заметно снижается вследствие хроматической аберрации - несовпадения фокусов у лучей разных зон спектра. Эха аберрация целиком зависит от сорта стекла, и регулировать ее можно только изменяя спектральный состав пучка с помощью компенсационного светофильтра. Обычно ЖЗ-2Х вполне достаточно для того, чтобы контуры рисунка воспринимались как резкие. С учетом спектральной чувствительности современных пленок именно этот светофильтр рекомендуется держать на всех моноклях постоянно, его стоит заменять на Ж-2Х разве что на осеннем пленэре.
Рис.2
Прочие аберрации интересуют нас в связи с задачей построения линейки объективов. Для того кто не ищет специальных эффектов, требования к ней вполне традиционны: все монокли должны давать одинаковый рисунок, максимально ровный по полю. Последнее условие определяет подбор линз и место установки диафрагмы. Изображение по полю создается наклонными пучками и разрушается их аберрациями- астигматизмом и кривизной поля изображения, которые минимальны у менисков с диафрагмой у вогнутой стороны, обращенной в предметное пространство10. Вытекающее отсюда требование - всегда иметь переднюю поверхность вогнутой - жестко ограничивает выбор линз. На рис. 2 показаны их примерные формы для соответствующих диапазонов фокусных расстояний и приведены значения диафрагм, при которых характер рисунка должен быть близок у всех объективов линейки. Отсчет фокусного расстояния ведется от главной задней плоскости Н' (рис. 1), а оценить его можно, проецируя линзой удаленный предмет и стараясь уловить резкое изображение. Наиболее критичны к форме короткофокусные монокли (обязательно наличие глубокой вогнутости), у которых углы кадра слегка "плывут". Но поскольку сюжетный центр никогда не приходится на эту зону, а переход к ней плавный, дефект не бросается в глаза. Кроме того, кривизна поля менисков (рис. 3) создает естественный уклон, и близкий план, попадая на край кадра,- самая обычная ситуация для вертикальных пейзажных композиций - выходит резким при общей наводке на дальний. Приведенные значения диафрагм (рис. 2)соответствуют минимальной мягкости рисунка и, разумеется, каждый смягчит его по вкусу. Подчеркну, однако, что выявить этот вкус смогут только многочисленные пробы на разных сюжетах, а результаты оценить можно будет лишь по полноформатным отпечаткам.
Рис.3
Резкость контуров, которая должна присутствовать в рисунке независимо от степени смягчения, требует точной фокусировки, и это, пожалуй, единственная объективная трудность при работе с моноклем. Правило простое: на объекте нужно выявить наиболее тонкие штрихи, а выбрать их там, где нет большого перепада яркости (пример - ресницы на погрудном портрете). Самая распространенная ошибка - установка объектива на максимальный видимый контраст, что отнюдь не дает резкости, которая появится при дальнейшей подвижке линзы вперед, и видимый контраст при этом снизится. Для юстировки объектива на лучший тест-объект - сетка кирпичной кладки в прозрачный пасмурный день, удаленная настолько, чтобы она с трудом различалась. Контролировать изображение необходимо по тонко матированному стеклу на кадровом окне камеры при помощи окуляра с десятикратным увеличением, без которого точно поймать фокус практически невозможно. Операцию нужно проводить с уже установленным светофильтром. Каждый объектив юстируется при окончательно выбранном значении диафрагмы или при минимальном значении того диапазона, в котором ее предполагается изменять.
Рис.4
Точное место установки диафрагмы для моноклей с фокусным расстоянием больше 40 мм определяется по минимальной коме. Кома - сферическая аберрация наклонных пучков, прекрасно видимая на том же матовом стекле, когда изображение лампочки в углах кадра имеет явный расширяющийся световой хвост. Перемещая диафрагму относительно линзы вдоль оптической оси, кому легко свести к минимуму (рис. 4), что повысит микроконтраст изображения по полю. Для длиннофокусных линз, ввиду малого полевого угла, это не столь существенно. А для широкоугольных, возможно, придется искать трудный компромисс между положением диафрагмы, соответствующим минимальному астигматизму (ближе к линзе) и минимальной коме (дальше от линзы).
Фото.2 Монтаж монокля с использованием приставки ПЗФ
Перед тем, как перейти к конструкциям оправ, несколько общих замечаний. Совсем не обязательно собирать сразу всю линейку объективов, главное - начать, и проще начать с длиннофокусных линз, так как здесь подходят обычные очковые стекла. Их фокусное расстояние определяется как Д = 1000 Д-ММ где Д - число диоптрии. Когда линейка соберется, необходимо сделать тест на идентичность рисунка, для чего снять пестрый, обильный бликами объект всеми моноклями в одном масштабе. Приведу примеры разработанных мною объективов к "Киеву-4А", которыми пользуюсь с 1982 года: 4,5/37; 4,7/56; 5,2/85; 5,6/135. Понятно, что монокль можно установить практически на любую камеру, но для начала нужна простейшая "зеркалка" с матированным фокусировочным экраном, чтобы, снимая, видеть рисунок. Выбора здесь нет, сегодня это только "Зенит-Е", хотя предлагаемые ниже конструкции подходят к любой камере с резьбовым присоединением объективов - "Практике", старым "Асахи" и т. п.
Рис.5 Короткофокусная часть линейки собирается в оправах недефицитных "Индустаров-50-2" (рис. 5) в сочетании со стандартными удлинительными кольцами. Чтобы освободить оправу от блока линз, достаточно отвернуть пинцетом заднюю гайку, предварительно вывинтив из нее стопорный винт. Линзу в оправе можно помещать спереди и сзади, задача - найти ей такое место, чтобы при установке оправы (с кольцом, двумя или без колец вовсе) на, резкий рисунок "бесконечности" пришелся на экранную плоскость камеры. Все как у обычных объективов. Фиксируется линза любым способом, но ввиду возможных замен лучше обходиться без клея, легко запрессовывая ее в промежуточное кольцо, сделанное из цилиндрической части объективной крышки. Диафрагма вырезается из простой черной бумаги, две капли резинового клея по диаметру удержат ее от выпадания. Диаметр отверстия - 1/3-1/6 в зависимости от требований к рисунку. Фильтр М35,5ХО,5 в переднюю часть оправы вклеивается эпоксидным клеем. Рис.6
Длиннофокусные линзы монтируются на кремальерной приставке для макросъемки ПЗФ, в которую они должны ввинчиваться каждая в своей оправе. Для оправы удобно использовать третье удлинительное кольцо (рис. 6), внутреннюю резьбу следует аккуратно выскоблить шабером и после линзы запрессовать фильтр М40,5ХО,5 на глубину, определенную положением диафрагмы. Картонная диафрагма, впоследствии непременно зачерненная, вырезается точно по внутреннему диаметру кольца и легко вдавливается в него до фильтра, Такая установка позволяет производить мгновенную замену диафрагмы при портретной съемке, если рисунок надо смягчить. Юстировка сводится к нанесению риски на шкалу ПЗФ, при этом перемещать нужно объективную доску, не выдвигая кремальеру. Изменение экспозиции только выдержкой- единственная съемочная специфика монокля. Пленка "Фото-130" за двукратным фильтром не создает на пленэре никаких проблем, если у камеры затвор с широким диапазоном выдержек. Замечу только, что общеизвестная эффективность монокля на сюжетах "против света" будет сведена к нулю, если все внутренние рефлексирующие поверхности в "Зените" не заклеить ворсистой черной бумагой или тканью. Это же относится к любым видам объективных оправ.
Рис.7
Постоянная диафрагма монокля позволяет точно подобрать виньетирующие оттенители облаков - простейшие картонные заслонки (рис. 7), гармонизирующие негатив при ярком сером небе. Устанавливаются они внутри бленды на расстоянии примерно 0,7 f от диафрагмы. Во избежание кэширования оттенитель для вертикального кадра делается с прорезью. Виньетирование можно оценить, глядя сквозь камеру на выходной зрачок монокля. Наклоняя камеру так, чтобы зрачок перемещался от центра к краю кадрового окна, нужно следить за появлением оттенителя в зрачке. Какую часть зрачка должен закрывать оттенитель в зависимости от положения зрачка в кадровом окне, показано на рис. 8 отдельно для вертикального и горизонтального кадра.
Рис.8
Негативный процесс должен обеспечивать заметную зернистость, которая читалась бы уже при шестикратном увеличении. Стандартная обработка "Фото-130"-та середина, от которой возможны умеренные отклонения в любую сторону, смотря по сюжету, и, соответственно, предполагаемому увеличению.
Фото.3 Установка оттенителя
Позитивный процесс имеет одну тонкость. Обобщая изображение оптически, нет смысла повышать его микроконтраст при печати - из картины "уходит воздух". Это значит, что модный ныне "точечный" источник света в увеличителе наименее пригоден, и негатив нужно освещать как можно более рассеянным светом.
1988 © Георгий Колосов
Что ещё можно сделать:
1) Монокль - однолинзовый объектив, по форме обычно мениск - вогнуто-выпуклая собирательная линза. |
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|