ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



МОНОКЛЕСТРОЕНИЕ  НА  БАЗЕ  ГЕЛИОС  44-2


Андрей ЧИЛИКИН


Данная статья является продолжением статьи «Моноклестроение на базе 18-55 EF-S». Речь пойдет о том, как сделать «широкоугольные» варианты четыре и пять более удобными в работе. Из-за грубого хода геликоида зуммирования родной корпус 18-55 EF-S мало подходит для точной фокусировки линз, установленных в хвостовике. Поэтому я и стал искать, чем можно его заменить. В результате остановился на корпусе широко распространенного отечественного объектива Гелиос 44-2.
Кстати, кроме линз от 18-55 EF-S в этом корпусе отлично «прижились» стекла от Pentacon 1.8/50 - об этом во второй части статьи.

Всем, кто хочет построить свой монокль, я бы порекомендовал к обязательному прочтению две статьи: «Монокль на малоформатной камере» Георгия Колосова и «Хотите волшебства? - Собираем моноколь» Альберта Имамутдинова и Евгения Мальцева. Обе статьи содержат огромное количество интересного материала и том, как работает моноколь, и как работать с моноклем. Особенное внимание следует обратить на специфику фокусировки монокля - без этого не получить качественных снимков.


Часть вводная. Про Гелиос 44-2.

Сразу стоит уточнить, что «широкоугольным» я буду называть монокль с фокусным расстоянием от 40 до 50мм. Более широкий угол для монокля на зеркальной камере получить очень затруднительно из-за большого расстояния между линзой и затвором. Для дальномерок ограничения на расстояние от линзы до затвора нет - из-за отсутствия зеркала линза может располагаться практически вплотную к плоскости затвора. Так, например, для «зеркальщика» очень необычно выглядит объектив Jupiter-12 2.8/35.

Немного забегая вперед, скажу, что, прибегнув к извращениям в виде перевернутого телеадаптера для Lensbabies (см. картинку в заголовке статьи), мне удалось получить угол примерно 30мм и для моего Canon 350D :)

У Гелиос 44 много модификаций, но я остановился на 44-2 с ручным управлением диафрагмой. От других моделей, которые были в моем распоряжении (44М, 44М-4), он выгодно отличался хорошим чернением лепестков диафрагмы и бóльшим их количеством (у 44М-4 их всего 6). Хотелось бы, конечно, побольше лепестков, чтобы при закрытии диафрагма приобретала более круглую форму (Jupiter-8, Jupiter-11), но на нет и суда нет...

На основе Гелиос 44 уже описаны несколько конструкций длиннофокусных моноклей. Если вы еще с ними не знакомы, то их описание вы сможете найти в «Хотите волшебства? - Собираем моноколь» и «Монокль из объектива Гелиос 44-М4». В отличие от моноклей, описанных в этих статьях, я буду использовать только корпус от 44-2, а линзы позаимствуем у других объективов.

Как я уже сказал, из всех Гелиосов, 44-2 имеет наиболее удобную конструкцию для моноклестроения. Единственная проблема, с которой есть большая вероятность столкнуться - это замасленные лепестки диафрагмы. Видимо план по расходу смазочных материалов всегда был завышенным, и поэтому чуть ли не половину внутреннего объема объектива занимает смазка. :) Мне пришлось разобрать мой экземпляр 44-2 чтобы отмыть лепестки диафрагмы от накопившегося масла. Вот как выглядел объектив, когда я его разобрал:


Рис. 1 Хорошо смазанные внутренности Гелиос 44-2.

Как видите, механизм управления диафрагмой покрыт толстым слоем смазки, которая со временем просочилась внутрь втулки, где установлена диафрагма.


Часть первая. Скрещиваем Гелиос 44-2 и 18-55 EF-S..

Для начала нам нужно разобрать Гелиос 44-2. Никаких хитростей тут нет, все линзы в нем закреплены с помощью контровочных колец, а не запрессованы во втулки. Вот его оптическая схема, шесть линз в четырех группах:


Рис. 2 Оптическая схема Гелиос 44-2 и его четыре группы

Cначала удаляем передние линзы - откручиваем кольцо с надписью Helios 44-2 и вытряхиваем из корпуса переднюю линзу, разделительное кольцо и заднюю склейку. Кстати, переднюю линзу можно использовать для длиннофокусного монокля, как это описано в приведенных выше статьях.

Теперь займемся задней частью. Установите объектив на бесконечность и открутите задний блок линз. Его нам тоже нужно разобрать - откручиваем контровочные кольца с обеих сторон блока и убираем линзы. Все исходные материалы для экспериментов у нас в руках:


Рис. 3 Шесть составных частей Гелиос 44-2

3.1 Корпус Гелиос 44-2
3.2 Переднее кольцо с надписью Helios
3.3 Разделительное кольцо переднего блока линз
3.4 Втулка заднего блока линз
3.5. Внешнее контровочное кольцо (бóльший диаметр)
3.6. Внутреннее контровочное кольцо (меньший диаметр)

Но прежде чем мы начнем собирать наши варианты, я бы посоветовал зачернить внутреннюю часть корпуса, которая осталась у нас «голой» после удаления переднего блока линз. Для чернения я использую черную матовую краску Humbrol Enamel 33 Matt, которая используется для покраски моделей самолетов и иже с ними. Для большей черноты можно добавить в нее копоти от свечки - закоптите стекло и соскоблите сажу в баночку с краской. Я закрасил все внутри корпуса - от диафрагмы до резьбы кольца с надписью Helios (на рисунке 3 отмечено красным) и, пока краска не высохла, вернул на место переднее и разделительное кольца (3.2 и 3.3).

Теперь посмотрим, что у нас осталось в наследство от 18-55 EF-S:


Рис. 4 Наследие 18-55 EF-S

На рисунке 4 слева направо: 4.1 задний мениск переднего блока линз в оправе, 4.2 задняя склейка. На оптической схеме 18-55 EF-S из предыдущей статьи они обозначены цифрами 2 и 3. Так же нам будут нужны вспомогательные кольца 4.3 26x19мм и 4.4 24.5x19мм. Кольца вырезаны из картона для паспарту толщиной 1.4мм - они понадобятся нам для установки линз во втулке заднего блока 3.4.

Для начала соберем пару конструкций из склейки 4.2 из четвертого варианта «неправильного» монокля предыдущей статьи. Первая - по классической «тупоконечной» схеме монокля - выпуклой стороной к пленке (матрице). Берем корпус заднего блока линз 3.4, устанавливаем нашу линзу вместо склейки 2.3, добавляем кольцо 24.5x19мм и зажимаем внутренним контровочным кольцом 3.6. Заворачиваем блок на место - наш первый монокль готов! И даже родная диафрагма объектива более-менее на месте. Хотя, если честно, назвать его моноклем можно только из-за того, что используется одна линза. Рисунок, который дает этот вариант, ничем не похож на классический мягкий рисунок монокля.

Для «остроконечного» варианта просто устанавливаем линзу вместо 2.4, затем кольцо 26x19мм и зажимаем все это внешним контровочным кольцом 3.5.

«Тупоконечный» вариант дает больший диаметр резкости по центру кадра, а у «остроконечного» он несколько меньше, что ограничивает его применение - на мой взгляд, он больше подходит для съемки объектов вблизи.

Несколько примеров рисунка «неправильного» монокля из склейки 4.2.

     


Теперь можно провести испытания с линзой 4.1. С ней даже проще - не нужны дополнительные картонные кольца. Устанавливаем ее «остро» или «тупоконечно» вместо 2.4 и затягиваем кольцом 3.5. Правда, как показали испытания, в этом случае она располагается далековато от диафрагмы. Это можно исправить так: вырезаем четыре кольца, устанавливаем их в заднюю часть корпуса 3.1 (cразу за диафрагмой), затем нашу линзу (она при этом оказывается как раз на уровне внутренней резьбы) и потом запрессовываем это кольцом 3.5. Кольцо довольно плотно сидит в заднике корпуса, но на всякий случай его можно закрепить несколькими каплями клея или матовой краски. Комбинируя количество и толщину колец до и после линзы можно подобрать расстояние между линзой и диафрагмой очень точно. (Как правильно подбирать это расстояние, смотрите в статье Георгия Колосова «Монокль на малоформатной камере».)

На этом мучения 18-55 EF-S можно считать законченными.:) Спи спокойно, дорогой товарищ... Причем дорогой - в прямом смысле, гораздо дешевле и проще можно построить монокль с углом в 40мм из другого, более доступного объектива...


Часть вторая. Скрещиваем Гелиос 44-2 и Pentacon auto 1.8/50 Multi Coating.

Мне в руки попался нерабочий Pentacon auto 1.8/50 MC. Страдал он обычной для старых Pentacon болезнью - от недостатка смазки механизм диафрагмы перестает срабатывать (наверное всю смазку отправляли на завод по производству Гелиосов...). Восстановить его не представило бы труда, но интереса для меня он не представлял, мой Canon 50/1.4 меня вполне устраивает в качестве полтинника.

Я нашел оптическую схему этого Pentacon в Интернете и меня заинтересовали две передние линзы:


Рис. 5 Оптическая схема Pentacon 1.8/50

Первая - явный кандидат на длиннофокусный монокль, наподобие монокля из передней линзы Гелиос 44, даже интересней - более тонкие края мениска и мультипросветление должны дать рисунок повыразительнее. Вторая вполне может подойти для «широкоугольного» монокля.

Итак, разбираем наш Pentacon 1.8/50. Откручиваем три винта на задней крышке и аккуратно ее снимаем, стараясь не прихватить вместе с ней переключатель M/A и кольцо управления диафрагмой - под ними есть подпружиненные шарики, которые легко потерять.


Рис. 6 Pentacon 1.8/50, вид на разобранный зад

6.1 Задник Pentacon 1.8/50
6.2 Толкатель диафрагмы
6.3 Кольцо диафрагмы
6.4 Отверстия крепления заднего блока линз
6.5. Контровочное кольцо задней линзы
6.6. Втулка заднего блока линз

Устанавливаем фокус объектива на бесконечность, чтобы максимально выдвинуть задний блок 6.6 из объектива. Что бы его снять, нам нужно открутить три маленьких винтика, утопленных в отверстия 6.4 с резьбой. Я не удалил лак, которым эти винты были закрашены, и два из них развалились при попытке их открутить - пришлось высверливать. Но это не страшно, так как от заднего блока нам понадобится только контровочное кольцо 6.5, которым закреплена задняя линза.

Задник объектива 6.1 теперь можно установить на место, предварительно открутив рычаг управления диафрагмой. Кстати, я сделал еще такую вещь - маленький винтик, который крепит коромысло толкателя диафрагмы 6.2, я использовал, чтобы закрепить неподвижно кольцо управления диафрагмой 6.3. Повернул кольцо в положение полностью открытой диафрагмы, просверлил через отверстие, которое выделено на рисунке 6 красным, небольшое углубление диаметром 1мм, и закрутил винт. Опять же можно все внутри закрасить матовой черной краской. Вот теперь возвращаем задник объектива на место и займемся разборкой переднего блока линз.

Вторая треть второй части. Про 80мм.


Рис. 7 Pentacon 1.8/50, шаги борьбы с передней частью

Удаляем переднюю декоративную крышку 7.1 с надписью Pentacon. Она пластмассовая, так что просто втыкаем в нее шило, и откручиваем. Под ней прячется винт, удерживающий основную крышку 7.2 (на рисунке 7 он обведен красным). Откручиваем винт, ставим фокус объектива на минимальное расстояние, чтобы полностью выдвинуть переднюю часть и откручиваем ее. Теперь можно выкрутить передний блок линз 7.3 - откручиваем кольцо крепления передний линзы, аккуратно вытряхиваем линзу из оправы, и выкручиваем остатки блока из корпуса. Перед нами открывается прекрасный вид на диафрагму, закрепленную тремя винтами.


Рис. 8 Чрево Pentacon auto 1.8/50

Откручиваем эти три винта и, поддев пальцем сквозь распахнутую настежь диафрагму, удаляем весь механизм. На рисунке 8 показана укрепленная в корпусе объектива диафрагма и корпус переднего блока линз со спиленной задней частью. Да, без спиливания не обошлось - задняя склейка переднего блока запрессована, так что пришлось применить грубую силу...

Прежде чем заняться склейкой, давайте завершим наши упражнения с передней линзой. Черним матовой краской поверхности, которые у нас освободились после удаления диафрагмы, черним срез и устанавливаем на место корпус переднего блока линз, переднюю линзу переворачиваем и закрепляем контровочным кольцом. Вот так ненавязчиво и между делом мы собрали монокль с фокусным расстоянием чуть больше 80мм. Осталось приспособить спереди диафрагму (проще всего вставить в оправку от фильтра), вырезанную из черного картона. Размеры диафрагмы оставляю на ваше усмотрение. В отличие от своих широкофокусных родственников, для фокусировки этот монокль нуждается в удлинительном кольце. Я использовал 12мм кольцо между переходником M42-EOS и тушкой фотоаппарата. Это позволяет моноклю фокусироваться от полуметра до бесконечности.


Рис. 9 Монокль 80мм в сборе, но без диафрагмы.

Последняя треть второй части. Про 40мм.

Теперь займемся склейкой, добытой из переднего блока линз. Для того, чтобы разделить линзы я поступил так - постелил на разделочную доску бумажное полотенце, поставил склейку на ребро и стал аккуратно, с небольшим нажимом, прокатывать ее по доске, поместив на шов склеивания большой разделочный нож. Через пару-тройку прокатываний линзы разделились. Склеены они были канадским бальзамом, после того, как они разделились, даже запахло смолой и Канадой.:) Удаляем остатки бальзама с линзы спиртом или бензином, стараясь не смыть чернение с ребер мениска. Заготовка для нашего следующего монокля готова.

Полученный мениск я установил в хвостовик корпуса 3.1, но сначала добавил два кольца 27x24мм все из того же картона от паспарту, чтобы удалить линзу от диафрагмы. А закрепил линзу контровочным кольцом 6.5 из заднего блока Pentacon 1.8/50- оно идеально подошло по резьбе к хвостовику Гелиоса! Получился монокль с фокусным расстоянием около 40мм, фокусировкой от четверти метра до бесконечности и с родной диафрагмой Гелиоса на оптимальном расстоянии от линзы.


Часть третья, экспериментальная..

Если вы еще не устали от экспериментов, то можно попробовать как ведет себя последняя линза Pentacon, которая была закреплена во втулке 6.6 с помощью кольца 6.5. Конечно, как и в случае с неправильной склейкой 4.2 от 18-55 EF-S, рисунка классического монокля мы не получим. Больше это будет похоже на рисунок Хольги - резкий центр и нерезкие края снимка.

После нескольких испытаний я остановился на «тупоконечном» варианте, то есть линза обращена бóльшей выпуклостью к зеркалу камеры. Расстояние от диафрагмы задается четырьмя картонными кольцами 27x24мм. Правда, при этом линза полностью закрывает резьбу, так что закрепить ее контровочным кольцом не получается. Вместо него я использовал разделительное кольцо 3.3 из переднего блока линз Гелиоса - вырезал из него небольшой сегмент и вставил с усилием в хвостовик.

 
Рис. 10 Вариант с линзой 5.3 закрепленной кольцом 3.3 и пример картинки

Готовые линзы мы использовали. А как насчет самодельной? Без проблем - берем группу 2.2 от Гелиос 44-2, заливаем в ее углубление прозрачной эпоксидной смолы и накрываем линзой, которая осталась у нас после отделения второго мениска Pentacon 5.2. Да, линзы желательно натереть тонким слоем чего-нибудь жирного, чтобы эпоксидка их не склеила насмерть. После того, как смола схватилась, вынимаем готовую эпоксидную линзу из нашей формы и вставляем в задник Гелиос 44-2. При ярком освещении даже можно получить картинку. :)

Теперь немного про аппарат, изображенный в заголовке статьи. Это перевернутый телеконвертер 1.6x для Lensbabies - просто наружный размер оправы его передней линзы меньше резьбы под фильтр у Гелиос 44-2 всего на 0.5мм. Я обернул телеконвертер четырьмя слоями тонкой липкой ленты и закрутил вместо фильтра. Перевернутый, он превратился в широкоугольный конвертер 0.75 и изменил угол обзора с 40 до 30мм. Смотрится эта конструкция немного вызывающе, в том смысле, что вызывает у прохожих вопросы. Один мальчик долго наблюдал за мной, а потом не выдержал и спросил, не с телевидения ли я и что это за странная штуковина. :)

В заключение хочу поделиться одним секретом, который помогает более аккуратно отцентрировать линзу в последних двух вариантах. Устанавливаем линзу по месту, закручиваем контровочное кольцо, но не затягиваем - линза под ним должна свободно вращаться. Берем мобильный телефон, переводим его в режим виброзвонка, прислоняем к нашей конструкции и звоним на него с домашнего. Даем телефону повибрировать пару звонков чтобы линза отцентрировалась в своем гнезде и потом проворачиваем контровочное кольцо на несколько градусов. Повторяем эту операцию несколько раз, пока кольцо не затянется.

И еще немного про диафрагму. Возможность управлять диафрагмой не так уж и много дает в нашем случае. Что бы монокль «рисовал» достаточно подобрать диафрагму один раз, как - описано в статье Георгия Колосова. Ее можно вырезать из тонкой черной матовой бумаги и вставить в задник Гелиос 44-2 под картонные кольца. А вот для подбора нужного размера как раз и пригодится рабочая диафрагма - посмотрите при каком отверстии получаемая картинка вам нравится больше всего, и потом изготовьте и установите бумажную. Форма отверстия - чем круглей, тем лучше. Для вырезания картонных колец и диафрагм я использую специальный инструмент - что-то наподобие штангенциркуля с закрепленным лезвием.

Успехов!


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2008 Хулиганствующий Элементъ